Игрок / The Gambler
Описание фильма «Игрок / The Gambler»
Удивительным образом проваленный по всем фронтам 2014 год Голливуд начал лихо наверстывать. После череды катастрофически неубедительных премьер, как после серьезного и основательного отдыха, стали появляться замечательные во всех смыслах картины с хорошей актерской игрой, с отличной декоративной средой и весьма основательным сценарием. Зрители потянулись в кассы, хотя, уже было дело, казалось, что киноиндустрию ждет вторая волна кризиса. Но нет, не случилось. Вовремя опомнившиеся бонзы взялись за ум и быстро навели порядок. Не без оплошностей, конечно, некоторые «шедевры» кинематографа, вышедшие на экран в текущем году, все еще можно отнести к числу мега-провалов. Однако это уже, можно считать, остатки, пена от схлынувшей волны.
Фильм «Игрок», представленный в начале года на широких экранах, можно отнести к числу картин второго потока – исправленного и доработанного. Возможно, даже с примесью какой-то интеллектуальности и небольшой отсылки к русской классической литературе. Ведь в основе сценария лежит ничто иное как одно из бессмертных произведений Федора Михайловича Достоевского. Конечно, сказано это весьма условно, между романом-базой и сценарием фильма – километры сюжетной пропасти, однако характер главного героя остался неизменным. Он все такой же рефлексирующий унылый аристократ, каким был у посещавшего казино «Баден-Баден» Достоевского пару столетий тому назад. Он не изменился, разве что переоделся в более современную одежду и приобрел лицо Марка Уолберга. Но его проблемы остались теми же, что и были.
Игрок все тот же…
Современный фильм, демонстрирующий официальную и подпольную клубную жизнь профессора литературы Джеймса Беннета – это ремейк одноименной кинокартины 1974 года, получившей немало наград и заслуженных похвал. Сюжет, основанный частично на одноименном романе Достоевского, знакомит нас с представителями так называемого первого мира, то есть, современной аристократии, людей, у которых есть все. И одна из проблем таких людей заключается в том, что они не испытывают с детства никаких сложностей, им не приходится что-либо преодолевать, что-либо добывать или промышлять. Они могут позволить себе не думать о работе, как о единственной возможности выжить, для них работа – это своеобразная самореализация и баловство. Джеймс Беннетт, похоже, как раз именно что балуется. Он извлекает из литературных произведений какие-то немыслимые строки и придает им странную трактовку, а затем пытается самостоятельно встать в один ряд с теми, чье творчество изучает. Он мечтает стать писателем, но, к сожалению, ему отчаянно не хватает таланта для того, чтобы публика его признала. И, к счастью, у него хватает мужества самому это признать – что он бездарность. Впрочем, его искреннего горя это никак не умаляет, профессор душевно расстраивается из-за того, что не может самореализоваться. И, чем дальше, тем больше его жизнь теряет всяческий смысл. Вследствие чего у него начинаются суицидальные настроения, приводящие к весьма неожиданному способу воплощения мечты…
Вместо того, чтобы выбирать, каким ядом отравиться, или каким мылом веревку намазать, Джеймс начинает… играть на деньги в казино. Причем, играет он тоже крайне бездарно. Все профессиональные спортсмены-покеристы, видевшие этот фильм, в один голос заявляют: этому человеку хотя бы раз перед поездкой в игорный клуб зайти хотя бы на онлайновую площадку для ценителей интеллектуального спорта и поучить покерные правила! Благо, сейчас для этого возможностей масса! Например, на крупнейшем в мире PokerStars, уже двадцать лет обеспечивающем игроков всего мира теоретическими и практическими руководствами покериста, миллион материалов, которые дают ответ на вопрос «как играть в покер?»: бесплатная школа, рум с условными фишками…. Казалось бы, учись, сколько надо, потом уже играй! Тем более, такие ставки огромные и так нелепо их делать… Но нет, Беннету не нужна победа. Он, похоже, вообще не намерен побеждать и делает все возможное для того, чтобы проиграть. И не просто проиграть, а задолжать денег мафии и начать столь же бездарно от нее скрываться, потому что отыграться не на что.
Даже «помощь друга», точнее, родной матери, давшей ему денег, чтобы оплатить долги, он своеобразно отвергает. Точнее, принять-то принимает, но в очередной раз поступает с щедрым подарком настолько бездумно, насколько это вообще возможно представить. Опять же, возникает резонный вопрос – почему? И появляется весьма предсказуемый ответ: потому что именно к этому он и стремится. К тому, чтобы кто-нибудь наше причину прекратить его земные страдания от безделья, от отсутствия цели в жизни и от осознания того, что у него, в общем-то, нет проблем, которые надо решать, у него только головы на плечах нет. Или в голове нет мозгов, чтобы детально обдумать свое существование и найти в нем новый ценный смысл. Наш герой сдается, складывает ручки на пузе и, томно вздыхая, прямо по Достоевскому размышляет о том, как несправедлива к нему судьба-злодейка.
С точки зрения драмы этот фильм действительно хорош. К сожалению, поставить ему оценку «отлично» не позволяет излишняя затянутость сюжета и неторопливость многих сцен. Но, несмотря на определенное ощущение «резиновых» сцен, все же стоит похвалить и неоднократно актерскую игру, в особенности, проходящую на втором плане. Пожалуй, именно она на сто процентов компенсирует любые недостатки, которые в этом фильме вообще можно обнаружить. Превосходная плеяда замечательных голливудских дарований сыграла от и до. Удивительно точно, ярко, броско. Каждый эпизод, составляющий мозаику данного фильма, убедительно хорош.
Единственное, что хочется сказать тем, кто собирается смотреть «Игрока» - не вздумайте поступать, как главный герой. Если вас вдруг тоже потянет на азартные приключения, извольте воспользоваться опытом поколений, интернетом и головным мозгом, чтобы научиться играть, прежде чем делать ставки синими фишками. Или вы считаете, что этот изощренный «способ медленного самоубийства» действительно могут взять на заметку те, кому стало слишком скучно жить?
Жанр
Режиссер
Руперт Уайатт
Сценарий
Уильям Монахэн
Продюсеры
Роберт Чартофф, Стивен Левинсон, Марк Уолберг, Дэвид Уинклер, Ирвин Уинклер
Оператор
Грэг Фрэйзер
Художник
Keith P. Cunningham
Монтаж
Пит Бодро
Актёры
Марк Уолберг, Джон Гудман, Бри Ларсон, Майкл К Уильямс, Джессика Ланг, Гриффин Кливлэнд, Энтони Келли
Производство
США, 2014
Продолжительность
111 минут