7 августа 2025 год, 22:52 - Общество
На борту теплохода ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Илья Хохлов презентовал свой новый труд «Поехали! С Достоевским по Ильменю и Волхову». Об этом «53 новости» уже сообщали. Однако вместе с этим он отметил ещё много интересных историй из книги. Начнём с того, что презентацию нового труда открыл генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн. Он стал одним из первых читателей книги, однако, по собственному признанию, ещё не дочитал её. Сергей Брюн пообещал, что в скором времени исправится. «Я завидую вам, Илья Владимирович. Сделать четыре замечательных книги с прошлого лета, одну из которых в соавторстве, — это невероятно много. И при этом заметно, что это продуманный и удивительно структурированный и безумно интересный материал». На самом деле, серия «Поехали!» — прекрасная. Ждём продолжения, например: «Поехали с Некрасовым по местам у Чудово» и так далее. Это огромная радость, что есть такие исследователи и влюбленные в Великий Новгород историки. Которые уже, казалось бы, представляют времена, когда город уже был малым губернским. Но они вводят в контекст: и благодаря им все дороги ведут сюда», – сказал Сергей Брюн. После этого микрофон перешёл к самому историку. Свой интерес к пароходам Илья Хохлов объясняет так: «По-моему, это потрясающая эпоха, когда технический прогресс сочетался с невероятной эстетикой. Сама паровая машина, её колёса — это то, чем можно любоваться». В момент, когда теплоход проходил мимо Рюрикова городища, он отметил, что, говоря о морских торговых путях и Новгородчине, чаще вспоминают средние века. Но более поздний период зачастую остается в тени. «На самом деле Новгородская губерния вписала себя в очень интересные страницы пароходного сообщения. На реке Волхов появился один из первых пароходов в России в 1819 году. Строился он для военных поселений во многом благодаря графу Аракчееву, который любил всяческие технические новинки. В итоге появилось даже два парохода, которые занимались транспортировкой строительных материалов. Они трудились не один десяток лет и долгое время были вовсе единственными», – отметил историк. Следующий этап — это середина XIX века: появляются коммерческие пароходы. Илья Хохлов подчеркнул забавную деталь. Первое именно торговое паровое судно называлось по-французски — «Антрепрейз» или «Антрприз». Но крестьяне, которые им охотно пользовались, но не могли нормально выговорить это слово, прозвали его «Антихрист». Здесь же отметим ещё интересные названия у новгородских пароходов. Так, через Сиверский канал на реку Мста ходило судно под названием «Американец». У него была конструкция, характерная для американских пароходов: колесо на корме. Также Илья Хохлов подчеркнул, что самыми роскошными пароходами на реке Волхов были «Красотка» и «Кокетка». На них в Новгород в 1862 году привезли императорскую семью на открытие памятника «Тысячелетие России». Возвращаемся к истории. Удивительный факт, что важный импульс в развитии пароходов дали железные дороги. Хотя, как кажется на первый взгляд, они выступают конкурентами. «Когда появляется железная дорога из Москвы в Санкт-Петербург, то пароходы очень быстро встраиваются в логистику. И становится очень удобно добираться до Старой Руссы. И Фёдор Достоевский добирался туда именно так. Появилась станция Волховская, до которой спокойно добирались петербуржцы. Садились оттуда на пароход до Новгорода, там на ещё одно судно и в Старую Руссу. Курорт в этом городе можно назвать ещё одной причиной развития пароходного сообщения в губернии», – рассказал Илья Хохлов. Как позже отметил историк, на страницах произведений Фёдора Достоевского он не встречал упоминаний пароходов на Ильмене. При этом в романе «Братья Карамазовы», во время написания которого Достоевский вдохновлялся Старой Руссой, есть одна фраза, связанная с темой книги. Она же запечатлена и на футболке Ильи Хохлова: «Нынче век либеральный, век пароходов и железных дорог». Вскоре появляется Общество пароходства по Волхову и Ильменю. В связи с этим Илья Хохлов рассказал исторический анекдот: купеческая семья Ненюковых, которая завладела первым коммерческим пароходом, конкурировала с Обществом. И они постоянно опускали цены. В итоге дошли до того, что возили пассажиров бесплатно и ещё давали булку в придачу. Это общество победило и оставалось практически монополистом до революции 1917 года. В советское время эта история продолжилась до 1950-1960-х годов. И последний пароход уже стоял большую часть года у берега. Он носил название «Всесоюзный староста Калинин». А до революции — «Отец Иоанн Кронштадтский». Писатель также рассказал, что при подготовке книги пользовался мемуарами, газетами и архивами — это его основные источники. Если говорить ещё про связь труда с Фёдором Достоевским, то в уже на пресс-подходе для журналистов Илья Хохлов привёл историю о том, как из-за нерадивости пароходных служащих мир мог утратить роман «Подросток». «Жена Достоевского Анна Григорьевна описывала такой сюжет. Именно на пристани перепутали чемоданы. Они уже ждали поезд на новгородском вокзале, когда обнаружили это. И пришлось ехать на другой конец города в поисках саквояжа. Если бы не нашла, то его труды по написанию «Подростка» были бы утрачены», – подчеркнул учёный. Говоря о продолжении серии, создания некой трилогии, Илья Хохлов думает о железных дорогах. И с кем можно было бы прокатиться по ним. «Николай Некрасов ездил по железным дорогам, но не по той, о которой я бы хотел написать. Я бы хотел о пути Чудово — Новгород — Старая Русса. Но Некрасов ездил только до первой точки. Может, мы просто поедем, без героя. Или даже полетим — про авиасообщение тоже было бы интересно написать», – подчеркнул автор книги. Корреспондент «53 новостей» задал вопрос историку о том, как новгородцы в первые дни реагировали на новое массивное изобретение, спущенное на воду. «Реакции были разные. Условно, очереди на пароход стояли, и не только поначалу. К слову, в 1862 году, когда открывали памятник «Тысячелетие России» и в Новгород приехало много людей, пассажиры взбунтовались и захватили пароход. Он очень долго не мог отчалить. Ажиотаж, конечно, был, но в разные времена по-своему. Так, кого-то смущали названия: есть упоминание, что верующим людям не нравились «Красотка» и «Кокетка», – ответил на вопрос писатель. В конечном счёте, Илья Хохлов презентовал не просто интересный для историков труд, но и наполнил его увлекательными сюжетами. К слову, и оформление книги отличное — крупный шрифт, много фотографий, врезок, цветных вставок, рисунков. Читать произведение легко, а значит, и изучать историю родного края совсем не сложно. И даже увлекательно. Фото автора.
Источник: 53 новости