Как проходил век пароходов и железных дорог в Новгородской губернии?

7 августа 2025 год, 22:52 - Общество
Как проходил век пароходов и железных дорог в Новгородской губернии?
На борту теплохода ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Илья Хохлов презентовал свой новый труд «Поехали! С Достоевским по Ильменю и Волхову». Об этом «53 новости» уже сообщали. Однако вместе с этим он отметил ещё много интересных историй из книги. Начнём с того, что презентацию нового труда открыл генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн. Он стал одним из первых читателей книги, однако, по собственному признанию, ещё не дочитал её. Сергей Брюн пообещал, что в скором времени исправится. «Я завидую вам, Илья Владимирович. Сделать четыре замечательных книги с прошлого лета, одну из которых в соавторстве, — это невероятно много. И при этом заметно, что это продуманный и удивительно структурированный и безумно интересный материал». На самом деле, серия «Поехали!» — прекрасная. Ждём продолжения, например: «Поехали с Некрасовым по местам у Чудово» и так далее. Это огромная радость, что есть такие исследователи и влюбленные в Великий Новгород историки. Которые уже, казалось бы, представляют времена, когда город уже был малым губернским. Но они вводят в контекст: и благодаря им все дороги ведут сюда», – сказал Сергей Брюн. После этого микрофон перешёл к самому историку. Свой интерес к пароходам Илья Хохлов объясняет так: «По-моему, это потрясающая эпоха, когда технический прогресс сочетался с невероятной эстетикой. Сама паровая машина, её колёса — это то, чем можно любоваться». В момент, когда теплоход проходил мимо Рюрикова городища, он отметил, что, говоря о морских торговых путях и Новгородчине, чаще вспоминают средние века. Но более поздний период зачастую остается в тени. «На самом деле Новгородская губерния вписала себя в очень интересные страницы пароходного сообщения. На реке Волхов появился один из первых пароходов в России в 1819 году. Строился он для военных поселений во многом благодаря графу Аракчееву, который любил всяческие технические новинки. В итоге появилось даже два парохода, которые занимались транспортировкой строительных материалов. Они трудились не один десяток лет и долгое время были вовсе единственными», – отметил историк. Следующий этап — это середина XIX века: появляются коммерческие пароходы. Илья Хохлов подчеркнул забавную деталь. Первое именно торговое паровое судно называлось по-французски — «Антрепрейз» или «Антрприз». Но крестьяне, которые им охотно пользовались, но не могли нормально выговорить это слово, прозвали его «Антихрист».  Здесь же отметим ещё интересные названия у новгородских пароходов. Так, через Сиверский канал на реку Мста ходило судно под названием «Американец». У него была конструкция, характерная для американских пароходов: колесо на корме. Также Илья Хохлов подчеркнул, что самыми роскошными пароходами на реке Волхов были «Красотка» и «Кокетка». На них в Новгород в 1862 году привезли императорскую семью на открытие памятника «Тысячелетие России». Возвращаемся к истории. Удивительный факт, что важный импульс в развитии пароходов дали железные дороги. Хотя, как кажется на первый взгляд, они выступают конкурентами. «Когда появляется железная дорога из Москвы в Санкт-Петербург, то пароходы очень быстро встраиваются в логистику. И становится очень удобно добираться до Старой Руссы. И Фёдор Достоевский добирался туда именно так. Появилась станция Волховская, до которой спокойно добирались петербуржцы. Садились оттуда на пароход до Новгорода, там на ещё одно судно и в Старую Руссу. Курорт в этом городе можно назвать ещё одной причиной развития пароходного сообщения в губернии», – рассказал Илья Хохлов. Как позже отметил историк, на страницах произведений Фёдора Достоевского он не встречал упоминаний пароходов на Ильмене. При этом в романе «Братья Карамазовы», во время написания которого Достоевский вдохновлялся Старой Руссой, есть одна фраза, связанная с темой книги. Она же запечатлена и на футболке Ильи Хохлова: «Нынче век либеральный, век пароходов и железных дорог». Вскоре появляется Общество пароходства по Волхову и Ильменю. В связи с этим Илья Хохлов рассказал исторический анекдот: купеческая семья Ненюковых, которая завладела первым коммерческим пароходом, конкурировала с Обществом. И они постоянно опускали цены. В итоге дошли до того, что возили пассажиров бесплатно и ещё давали булку в придачу. Это общество победило и оставалось практически монополистом до революции 1917 года. В советское время эта история продолжилась до 1950-1960-х годов. И последний пароход уже стоял большую часть года у берега. Он носил название «Всесоюзный староста Калинин». А до революции — «Отец Иоанн Кронштадтский». Писатель также рассказал, что при подготовке книги пользовался мемуарами, газетами и архивами — это его основные источники. Если говорить ещё про связь труда с Фёдором Достоевским, то в уже на пресс-подходе для журналистов Илья Хохлов привёл историю о том, как из-за нерадивости пароходных служащих мир мог утратить роман «Подросток». «Жена Достоевского Анна Григорьевна описывала такой сюжет. Именно на пристани перепутали чемоданы. Они уже ждали поезд на новгородском вокзале, когда обнаружили это. И пришлось ехать на другой конец города в поисках саквояжа. Если бы не нашла, то его труды по написанию «Подростка» были бы утрачены», – подчеркнул учёный. Говоря о продолжении серии, создания некой трилогии, Илья Хохлов думает о железных дорогах. И с кем можно было бы прокатиться по ним. «Николай Некрасов ездил по железным дорогам, но не по той, о которой я бы хотел написать. Я бы хотел о пути Чудово — Новгород — Старая Русса. Но Некрасов ездил только до первой точки. Может, мы просто поедем, без героя. Или даже полетим — про авиасообщение тоже было бы интересно написать», – подчеркнул автор книги. Корреспондент «53 новостей» задал вопрос историку о том, как новгородцы в первые дни реагировали на новое массивное изобретение, спущенное на воду. «Реакции были разные. Условно, очереди на пароход стояли, и не только поначалу. К слову, в 1862 году, когда открывали памятник «Тысячелетие России» и в Новгород приехало много людей, пассажиры взбунтовались и захватили пароход. Он очень долго не мог отчалить. Ажиотаж, конечно, был, но в разные времена по-своему. Так, кого-то смущали названия: есть упоминание, что верующим людям не нравились «Красотка» и «Кокетка», – ответил на вопрос писатель. В конечном счёте, Илья Хохлов презентовал не просто интересный для историков труд, но и наполнил его увлекательными сюжетами. К слову, и оформление книги отличное — крупный шрифт, много фотографий, врезок, цветных вставок, рисунков. Читать произведение легко, а значит, и изучать историю родного края совсем не сложно. И даже увлекательно. Фото автора.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама


Новости по годам

2025

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август,

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь