Главам муниципальных образований даны рекомендации по вопросам территориального планирования
Она пояснила, что градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с Градостроительным Кодексом (глава 2) на территории Новгородской области проводилась работа по разработке и утверждению: схем территориального планирования Новгородской области; схем территориального планирования муниципальных районов; генеральных планов городского округа и поселений области, а также документов градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки).
В Новгородской области 149 муниципальных образований, из них: муниципальных районов - 21; городской округ - 1; городских и сельских поселений - 127. Населенных пунктов на территории области - 3728.
По состоянию на 18 февраля 2013 года на территории области утверждены: схема территориального планирования Новгородской области; схемы территориального планирования муниципальных районов в полном объеме (21 район); генеральный план городского округа Великий Новгород; 124 генеральных плана поселений, что составляет 97,98% от общего количества поселений области.
Правила землепользования и застройки утверждены в городском округе и в 125 поселениях, что составляет 98,43% от общего количества поселений и городского округа.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в состав сведений государственного кадастра недвижимости вносятся сведения о границах муниципальных образований, границах населенных пунктов.
Органы местного самоуправления поселений несут ответственность за предоставление сведений о границах населенных пунктов. За период с 2012 года по февраль 2013 года из 3728 населенных пунктов области: выполнены работы по описанию границ в координатах характерных точек - в 914 населенных пунктах (24, 5%); внесены сведения о границах в государственный кадастр недвижимости - 606 населенных пунктов (16,25%). В 5 муниципальных районах области - Батецком, Валдайском, Волотовском, Пестовском, Холмском - не внесены сведения о границах в государственный кадастр недвижимости ни по одному населенному пункту.
Долгосрочной областной целевой программой «Государственная поддержка развития местного самоуправления в Новгородской области на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Администрации области от 21.09.2011 № 464, в 2012 году на организацию проведения работ по описанию местоположения границ населенных пунктов в координатах характерных точек были предусмотрены средства, в виде субсидий муниципальным районам, в сумме 5 млн. рублей. Приняли участие в программе 18 муниципальных районов. Не приняли участие в программе в 2012 году, в связи с непредоставлением заявок на участие, 3 муниципальных района области - Батецкий, Крестецкий, Пестовский. Документы для получения субсидии в 2013 году требовалось предоставить в управление архитектуры и градостроительства Новгородской области в срок до 15 февраля 2013 года. Размер заложенных средств - 5 млн. руб.
В случае невыполнения данных требований с 1 января 2018 года устанавливается запрет органам местного самоуправления на предоставление новых земельных участков из земель, находящихся в ведении муниципального образования, границы которого не внесены в государственный кадастр недвижимости.
Необходимость сохранения и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения неоднократно поднимали в своих выступлениях Президент Российской Федерации, Губернатор Новгородской области. В соответствии с поручением Губернатора области выполнен анализ утвержденных документов территориального планирования муниципальных образований. Установлено, что по состоянию на февраль 2013 года, в границы населенных пунктов включено 51 071 га земель сельскохозяйственного назначения; планируется дополнительно до 2030 года включить в границы населенных пунктов еще 49297 га земель сельскохозяйственного назначения.
Планируемое увеличение жилищного фонда, в соответствии со схемами территориального планирования муниципальных районов, к 2030 году составит 5 млн. 328 тыс. кв. м. (в среднем по 313000 кв.м. в год).
Проведенный анализ схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений показывает, что в данных документах: определены значительные площади под жилищную застройку, но не определены места приложения труда проживающего населения; отсутствуют обоснования включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов; не рассмотрены вопросы обеспечения социальными объектами и инженерно-транспортной инфраструктурой, включаемых в границы населенных пунктов, земельных участков; не рассмотрены вопросы привлечения инвестиций на территорию муниципальных районов, поселений; не отражены в документах территориального планирования существующие на территориях муниципальных образований инвестиционные площадки.
Валентина Захаркина отметила, что указанные показатели не соответствуют Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года. Необходимо привести градостроительную документацию в соответствие со Стратегией и согласовать показатели с профильными комитетами, определив инвестиционные площадки для дальнейшего их резервирования и развития, принять решение о разработке и утверждению в установленном порядке проектов планировки территории.
Также одним из сдерживающих факторов развития территорий, является отсутствие достоверной информации о территориях объектов культурного наследия и их охранных зон. В настоящее время на территории области находится 4831 объект культурного наследия, из них: федерального значения - 393; регионального значения - 3116; вновь выявленные объекты - 1322.
Требования установления границ территории объектов культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования, разработки проекта охранных зон, а также внесение этих сведений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, определены Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с частью 3 статьи 15 данного Федерального закона сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Территории объектов культурного наследия и их охранные зоны являются объектами землеустройства, и сведения о них также должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости (Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве»).
В настоящее время сведения об объектах культурного наследия, расположенных на территории области, и их охранных зонах в государственный кадастр недвижимости практически по всем объектам не внесены.
В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N 315 разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Полномочия связанные с установлением границ зон охраны объектов культурного наследия возложены на комитет культуры Новгородской области.
Отсутствие сведений государственного кадастра недвижимости о границах объектов культурного наследия их территорий и охранных зон делает невозможным точное отображение объекта на земельном участке. Это существенно ограничивает возможности муниципалитетов в части развития жилищного строительства и привлечения инвестиций на территории муниципальных образований, так как существует большая вероятность совпадения, планируемых к размещению на территориях поселений, инвестиционных площадок с территориями объектов культурного наследия и их охранными зонами, что приведет к невозможности использования данных площадок и соответственно ухудшит инвестиционную привлекательность территорий.
Главам муниципальных образований на аппаратном совещании рекомендовано проведение следующих мероприятий для стимулирования строительства жилья и привлечения инвестиций на территориях поселений:
- организовать работы по установлению границ территорий объектов культурного наследия местного значения как объектов градостроительной деятельности особого регулирования, разработке проектов охранных зон, внесение данных сведений в государственный кадастр недвижимости, отображению территорий объектов культурного наследия и их охранных зон в документах территориального планирования;
- организовать взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти по установлению границ территорий объектов культурного наследия, разработке проектов охранных зон, внесение данных сведений в государственный кадастр недвижимости по объектам федерального и регионального значения,
- определять сроки комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства на основании проектов планировки территории и проектов межевания территории;
- разрабатывать критерии стимулирования развития указанных территорий и участия в программах;
- составлять графики освоения свободных территорий с разбивкой по годам;
- разработать и утвердить программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, поселений;
- усилить контроль за оборотом земель сельскохозяйственного назначения, принимать меры для сохранения и рационального использования данных земель.
Источник: Правительство Новгородской области