9 октября 2025 год, 22:40 - Общество
Цифровизация образования давно вышла за рамки установки интерактивных досок и Wi‑Fi в классах. Сегодня это — целая экосистема, где технологии помогают персонализировать обучение, строить индивидуальные траектории для школьников, вовлекать родителей и облегчать работу педагогов. Новгородская область — один из регионов, который за последние годы сделал заметный рывок в этом направлении: все школы подключены к цифровой образовательной среде, запущены масштабные проекты с федеральными платформами, а цифровой профиль ученика стал основой для управленческих решений. — Дмитрий Николаевич, в конце минувшего года было объявлено, что 100 % школ региона оснащены цифровой образовательной средой. Звучит амбициозно. Что стоит за этой цифрой? — За этой цифрой — большая командная работа. Мы говорим не только о наличии оборудования. Хотя и это важно: в каждой школе есть интерактивные панели, ноутбуки для педагогов, высокоскоростной интернет. Но главное — это то, как эти технологии используются. Мы внедрили единые цифровые сценарии уроков, работаем с персонализацией обучения. Учителя получают методическую поддержку, проходят курсы повышения квалификации по работе с новыми цифровыми инструментами. Это трансформирует сам подход к обучению: появляется больше гибкости, разнообразия, возможность давать ученикам задания с учетом их индивидуального темпа и интересов. Одной из перспективных инициатив является проект по внедрению цифрового контента в школы. Мы активно работаем с партнёрами для разработки и внедрения интерактивных образовательных материалов, которые могут использоваться в рамках обычных уроков. Важно, чтобы контент был не только доступен для учителей, но и интересен для учеников, чтобы они могли изучать материал в более интерактивной и вовлекающей в учебный процесс форме. Кроме того, в Новгородской области в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» за год открыли 16 новых «Точек роста». Всего теперь таких центров в регионе стало 114. В них занятия посещают более 34 тысяч детей. — В июне 2025 года в рамках Петербургского международного экономического форума правительство Новгородской области заключило два стратегических соглашения в сфере цифровизации. Как они повлияют на систему образования? — Это стратегические соглашения, которые закладывают фундамент для следующего этапа развития — не точечной цифровизации, а системной. Сбербанк активно участвует в наших инициативах по модернизации профессионального образования: мы внедряем инструменты анализа больших данных, элементы искусственного интеллекта, автоматизированные учебные модули. Речь не только о технологиях, но и о содержании образования, которое становится ближе к реальным потребностям экономики. Что касается МегаФона — здесь фокус на инфраструктуре и повышении уровня безопасности региона с использованием технологий. Мы прекрасно понимаем: никакая цифровизация невозможна без устойчивой связи. Сейчас оператор усиливает покрытие в малых населённых пунктах, строит базовые станции, чтобы даже в самой удалённой деревне у ребёнка был такой же доступ к образовательным платформам, как в центре Великого Новгорода. Это про равенство возможностей. — Насколько активна работа с образовательными платформами? Например, со «Сферум» и «Дневник.ру». — «Сферум» — это цифровая коммуникационная платформа. Мы её активно используем для проведения онлайн-совещаний, дистанционных уроков, особенно в малокомплектных школах. Это очень гибкий инструмент: можно организовать учебное взаимодействие между школами, вести проектную деятельность, подключать экспертов из других регионов. Что касается «Дневник.ру» — это не просто электронный журнал. Система позволяет формировать единый цифровой профиль ученика, отслеживать его академические успехи, давать рекомендации по развитию, профориентации. Сервис помогает и родителям, и педагогам видеть траекторию развития ребенка, вовремя реагировать и поддерживать. С момента подписания соглашения о государственно-частном партнёрстве с компанией «Дневник.ру» в апреле 2021 года мы начали активное внедрение цифровой образовательной платформы Новгородской области. За несколько лет мы видим существенные положительные изменения в школьном образовании, не говоря уже об экономическом эффекте, благодаря которому региональному бюджету уже удалось сэкономить более 40 млн рублей на разработке, поддержке и развитии платформы. Например, вовлеченность родителей выросла в 2,5 раза. Это действительно важный показатель, потому что родители стали гораздо активнее взаимодействовать с учителями и следить за успеваемостью своих детей. Они получают актуальную информацию о заданиях, оценках и успеваемости, что позволяет им быстрее реагировать на любые проблемы. Безусловно, это помогает улучшить качество образования, ведь школа и семья становятся ближе друг к другу, сплочённее. Интеграция платформы с федеральными проектами, такими как «Госуслуги», помогает еще лучше защитить персональные данные пользователей и освобождает от необходимости запоминать множество логинов и паролей от разных систем. Конечно, людям сложно быстро привыкать к новому, но мы живем в такое высокотехнологичное время, что нам просто необходимо уметь оперативно адаптироваться к решениям, которые призваны упростить и улучшить нашу жизнь. Так происходит и с авторизацией через ЕСИА — если поначалу к ней переходили неохотно, то сейчас доля авторизованных учеников и родителей увеличилась более чем в 4 раза по сравнению с прошлым годом и составляет 33% у детей и 56% у родителей. Но, конечно, еще есть куда расти. — А изменилась ли активность педагогов, ведь они довольно часто более консервативны в вопросах цифровизации, чем ученики и родители? — Учителя стали гораздо активнее выставлять оценки и задавать домашние задания. Мы достигли почти 95% соблюдения всех требований по ведению классных журналов и выставлению оценок. Почти 90% школ своевременно выкладывают домашние задания, расписание присутствует у 97% школ, и это, конечно, улучшает организацию образовательного процесса. Старт учебного года в 2024 был значительно более активным: в 2-3 раза больше школ создали временное расписание по сравнению с 2023 годом. А в конце учебного года мы достигли 100%-го показателя по выставлению годовых оценок, что является важным результатом – ранее этот показатель был ниже. Однако есть и моменты, над которыми мы продолжаем работать. Например, несмотря на высокие показатели по своевременному внесению информации, всегда существует потребность в обучении педагогов, особенно в отдалённых районах. Мы понимаем, что даже самые современные платформы не будут эффективны без квалифицированных специалистов, которые умеют ими пользоваться. В этом плане наша задача – продолжать работать с учителями, поддерживать их мотивацию и обучать работе с цифровыми инструментами совместно с партнёрами. — В 2024 году вступили в силу новые требования к системе «Моя школа». Как в Новгородской области осуществляется выгрузка данных в эту систему? — Мы подошли к этой задаче с полной готовностью, ведь уже не первый год работаем с цифровыми платформами и имеем опыт по выгрузке данных. В 2024 году мы наладили процесс, и данные из наших электронных журналов корректно выгружаются в систему «Моя Школа». Это стало возможным благодаря слаженной работе с нашими партнёрами. Система работает стабильно, и мы уверены, что это поможет нам ещё более эффективно управлять образовательным процессом — не только оптимизировать процесс отчётности, но и сделать всю информацию доступной для анализа на федеральном уровне, обеспечить более тесное взаимодействие между школами и министерством, быстрее реагировать на запросы и улучшать качество образования в реальном времени. — В Великом Новгороде работает кампус «Школы 21», который помогает формировать цифровой кадровый резерв региона. Как он встроен в образовательную систему? — Это, безусловно, наш большой кадровый и репутационный ресурс. Проект является единственным на Северо-Западе России, объединяя участников разных возрастов, от 17 до 65 лет, со всего округа. «Школа 21» — это абсолютно нетипичный подход: без лекций и преподавателей, с использованием методики «равный — равному». И именно это делает её очень современной и притягательной для молодёжи, особенно для тех, кто хочет сменить траекторию и войти в цифровые профессии с нуля. Обучение в школе бесплатное. Особое внимание уделяется подготовке разработчиков, DevOps-инженеров, тестировщиков, аналитиков данных и специалистов по кибербезопасности. Уже сейчас мы видим, как выпускники «Школы 21» работают в ИТ-отделах образовательных учреждений, участвуют в разработке цифровых решений для школ, в проектах по аналитике и автоматизации процессов. Более того, мы начинаем интегрировать этот опыт в систему среднего профобразования: формируем модули с элементами проектного обучения и цифровой самоподготовки. Сейчас как раз идет набор в программу 2025 года, которая стартует 29 сентября. — Какие следующие шаги в цифровой трансформации предстоят региону? На что планируется сделать основной акцент? — Есть три приоритета. Первый — аналитика и управление на основе данных. Уже сейчас мы видим, как цифровой профиль ученика позволяет педагогам и управленцам принимать более точные решения. Следующий шаг — подключение ИИ-решений, которые будут помогать в выявлении рисков, подборе индивидуальных маршрутов, диагностике. Так, например, в «Школе 21» директора школ и гимназий области осваивают использование цифровых технологий и искусственного интеллекта в науке и образовании. Второй приоритет — поддержка педагогов. Цифровизация — это не нагрузка, а помощник. Расширение региональных программ наставничества, усиление методических команд, внедрение «цифровых ассистентов» для учителей на базе образовательных платформ — важные шаги в этом направлении. И третий приоритет — вовлечение семей. Родители — полноценные участники образовательного процесса, и мы видим большой запрос на понятные цифровые сервисы, обучение цифровой грамотности. Это особенно важно для младших классов и сельских школ, где родительская поддержка зачастую решающая. — И всё же многие по-прежнему ассоциируют цифровизацию с дистанционным обучением. Что с этим делать? — Это одно из самых распространённых заблуждений. Конечно, цифровизация — это отнюдь не только про дистанционные уроки и не про «сидеть у экрана». Это про возможность сделать обучение гибким, доступным, адресным. Сегодня ребёнок в Холме может участвовать в олимпиадной подготовке с наставником из Великого Новгорода, использовать онлайн-лаборатории по физике, сдавать пробный ЕГЭ в цифровом формате, а педагог — адаптировать материалы под него. Да, технологии — это только инструмент. Но если мы научимся правильно его использовать, он становится колоссальным ресурсом развития. И наша задача — чтобы технологии действительно работали на каждого ученика.
Источник: 53 новости