Как технологии меняют школу сегодня? Интервью с Дмитрием Яковлевым

9 октября 2025 год, 22:40 - Общество
Как технологии меняют школу сегодня? Интервью с Дмитрием Яковлевым
Цифровизация образования давно вышла за рамки установки интерактивных досок и Wi‑Fi в классах. Сегодня это — целая экосистема, где технологии помогают персонализировать обучение, строить индивидуальные траектории для школьников, вовлекать родителей и облегчать работу педагогов. Новгородская область — один из регионов, который за последние годы сделал заметный рывок в этом направлении: все школы подключены к цифровой образовательной среде, запущены масштабные проекты с федеральными платформами, а цифровой профиль ученика стал основой для управленческих решений. — Дмитрий Николаевич, в конце минувшего года было объявлено, что 100 % школ региона оснащены цифровой образовательной средой. Звучит амбициозно. Что стоит за этой цифрой? — За этой цифрой — большая командная работа. Мы говорим не только о наличии оборудования. Хотя и это важно: в каждой школе есть интерактивные панели, ноутбуки для педагогов, высокоскоростной интернет. Но главное — это то, как эти технологии используются. Мы внедрили единые цифровые сценарии уроков, работаем с персонализацией обучения. Учителя получают методическую поддержку, проходят курсы повышения квалификации по работе с новыми цифровыми инструментами. Это трансформирует сам подход к обучению: появляется больше гибкости, разнообразия, возможность давать ученикам задания с учетом их индивидуального темпа и интересов. Одной из перспективных инициатив является проект по внедрению цифрового контента в школы. Мы активно работаем с партнёрами для разработки и внедрения интерактивных образовательных материалов, которые могут использоваться в рамках обычных уроков. Важно, чтобы контент был не только доступен для учителей, но и интересен для учеников, чтобы они могли изучать материал в более интерактивной и вовлекающей в учебный процесс форме. Кроме того, в Новгородской области в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» за год открыли 16 новых «Точек роста». Всего теперь таких центров в регионе стало 114. В них занятия посещают более 34 тысяч детей. — В июне 2025 года в рамках Петербургского международного экономического форума правительство Новгородской области заключило два стратегических соглашения в сфере цифровизации. Как они повлияют на систему образования? — Это стратегические соглашения, которые закладывают фундамент для следующего этапа развития — не точечной цифровизации, а системной. Сбербанк активно участвует в наших инициативах по модернизации профессионального образования: мы внедряем инструменты анализа больших данных, элементы искусственного интеллекта, автоматизированные учебные модули. Речь не только о технологиях, но и о содержании образования, которое становится ближе к реальным потребностям экономики. Что касается МегаФона — здесь фокус на инфраструктуре и повышении уровня безопасности региона с использованием технологий. Мы прекрасно понимаем: никакая цифровизация невозможна без устойчивой связи. Сейчас оператор усиливает покрытие в малых населённых пунктах, строит базовые станции, чтобы даже в самой удалённой деревне у ребёнка был такой же доступ к образовательным платформам, как в центре Великого Новгорода. Это про равенство возможностей. — Насколько активна работа с образовательными платформами? Например, со «Сферум» и «Дневник.ру». — «Сферум» — это цифровая коммуникационная платформа. Мы её активно используем для проведения онлайн-совещаний, дистанционных уроков, особенно в малокомплектных школах. Это очень гибкий инструмент: можно организовать учебное взаимодействие между школами, вести проектную деятельность, подключать экспертов из других регионов. Что касается «Дневник.ру» — это не просто электронный журнал. Система позволяет формировать единый цифровой профиль ученика, отслеживать его академические успехи, давать рекомендации по развитию, профориентации. Сервис помогает и родителям, и педагогам видеть траекторию развития ребенка, вовремя реагировать и поддерживать. С момента подписания соглашения о государственно-частном партнёрстве с компанией «Дневник.ру» в апреле 2021 года мы начали активное внедрение цифровой образовательной платформы Новгородской области. За несколько лет мы видим существенные положительные изменения в школьном образовании, не говоря уже об экономическом эффекте, благодаря которому региональному бюджету уже удалось сэкономить более 40 млн рублей на разработке, поддержке и развитии платформы. Например, вовлеченность родителей выросла в 2,5 раза. Это действительно важный показатель, потому что родители стали гораздо активнее взаимодействовать с учителями и следить за успеваемостью своих детей. Они получают актуальную информацию о заданиях, оценках и успеваемости, что позволяет им быстрее реагировать на любые проблемы. Безусловно, это помогает улучшить качество образования, ведь школа и семья становятся ближе друг к другу, сплочённее. Интеграция платформы с федеральными проектами, такими как «Госуслуги», помогает еще лучше защитить персональные данные пользователей и освобождает от необходимости запоминать множество логинов и паролей от разных систем. Конечно, людям сложно быстро привыкать к новому, но мы живем в такое высокотехнологичное время, что нам просто необходимо уметь оперативно адаптироваться к решениям, которые призваны упростить и улучшить нашу жизнь. Так происходит и с авторизацией через ЕСИА — если поначалу к ней переходили неохотно, то сейчас доля авторизованных учеников и родителей увеличилась более чем в 4 раза по сравнению с прошлым годом и составляет 33% у детей и 56% у родителей. Но, конечно, еще есть куда расти. — А изменилась ли активность педагогов, ведь они довольно часто более консервативны в вопросах цифровизации, чем ученики и родители?  — Учителя стали гораздо активнее выставлять оценки и задавать домашние задания. Мы достигли почти 95% соблюдения всех требований по ведению классных журналов и выставлению оценок. Почти 90% школ своевременно выкладывают домашние задания, расписание присутствует у 97% школ, и это, конечно, улучшает организацию образовательного процесса. Старт учебного года в 2024 был значительно более активным: в 2-3 раза больше школ создали временное расписание по сравнению с 2023 годом. А в конце учебного года мы достигли 100%-го показателя по выставлению годовых оценок, что является важным результатом – ранее этот показатель был ниже. Однако есть и моменты, над которыми мы продолжаем работать. Например, несмотря на высокие показатели по своевременному внесению информации, всегда существует потребность в обучении педагогов, особенно в отдалённых районах. Мы понимаем, что даже самые современные платформы не будут эффективны без квалифицированных специалистов, которые умеют ими пользоваться. В этом плане наша задача – продолжать работать с учителями, поддерживать их мотивацию и обучать работе с цифровыми инструментами совместно с партнёрами. — В 2024 году вступили в силу новые требования к системе «Моя школа». Как в Новгородской области осуществляется выгрузка данных в эту систему? — Мы подошли к этой задаче с полной готовностью, ведь уже не первый год работаем с цифровыми платформами и имеем опыт по выгрузке данных. В 2024 году мы наладили процесс, и данные из наших электронных журналов корректно выгружаются в систему «Моя Школа». Это стало возможным благодаря слаженной работе с нашими партнёрами. Система работает стабильно, и мы уверены, что это поможет нам ещё более эффективно управлять образовательным процессом — не только оптимизировать процесс отчётности, но и сделать всю информацию доступной для анализа на федеральном уровне, обеспечить более тесное взаимодействие между школами и министерством, быстрее реагировать на запросы и улучшать качество образования в реальном времени. — В Великом Новгороде работает кампус «Школы 21», который помогает формировать цифровой кадровый резерв региона. Как он встроен в образовательную систему? — Это, безусловно, наш большой кадровый и репутационный ресурс. Проект является единственным на Северо-Западе России, объединяя участников разных возрастов, от 17 до 65 лет, со всего округа. «Школа 21» — это абсолютно нетипичный подход: без лекций и преподавателей, с использованием методики «равный — равному». И именно это делает её очень современной и притягательной для молодёжи, особенно для тех, кто хочет сменить траекторию и войти в цифровые профессии с нуля. Обучение в школе бесплатное. Особое внимание уделяется подготовке разработчиков, DevOps-инженеров, тестировщиков, аналитиков данных и специалистов по кибербезопасности. Уже сейчас мы видим, как выпускники «Школы 21» работают в ИТ-отделах образовательных учреждений, участвуют в разработке цифровых решений для школ, в проектах по аналитике и автоматизации процессов. Более того, мы начинаем интегрировать этот опыт в систему среднего профобразования: формируем модули с элементами проектного обучения и цифровой самоподготовки. Сейчас как раз идет набор в программу 2025 года, которая стартует 29 сентября. — Какие следующие шаги в цифровой трансформации предстоят региону? На что планируется сделать основной акцент? — Есть три приоритета. Первый — аналитика и управление на основе данных. Уже сейчас мы видим, как цифровой профиль ученика позволяет педагогам и управленцам принимать более точные решения. Следующий шаг — подключение ИИ-решений, которые будут помогать в выявлении рисков, подборе индивидуальных маршрутов, диагностике. Так, например, в «Школе 21» директора школ и гимназий области осваивают использование цифровых технологий и искусственного интеллекта в науке и образовании. Второй приоритет — поддержка педагогов. Цифровизация — это не нагрузка, а помощник. Расширение региональных программ наставничества, усиление методических команд, внедрение «цифровых ассистентов» для учителей на базе образовательных платформ — важные шаги в этом направлении. И третий приоритет — вовлечение семей. Родители — полноценные участники образовательного процесса, и мы видим большой запрос на понятные цифровые сервисы, обучение цифровой грамотности. Это особенно важно для младших классов и сельских школ, где родительская поддержка зачастую решающая. — И всё же многие по-прежнему ассоциируют цифровизацию с дистанционным обучением. Что с этим делать? — Это одно из самых распространённых заблуждений. Конечно, цифровизация — это отнюдь не только про дистанционные уроки и не про «сидеть у экрана». Это про возможность сделать обучение гибким, доступным, адресным. Сегодня ребёнок в Холме может участвовать в олимпиадной подготовке с наставником из Великого Новгорода, использовать онлайн-лаборатории по физике, сдавать пробный ЕГЭ в цифровом формате, а педагог — адаптировать материалы под него. Да, технологии — это только инструмент. Но если мы научимся правильно его использовать, он становится колоссальным ресурсом развития. И наша задача — чтобы технологии действительно работали на каждого ученика.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Реклама


Новости по годам

2025

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь,

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь