14 октября 2025 год, 22:48 - Общество
С 6 по 10 октября в Санкт-Петербурге, Северной столице, на площадке РГПУ им. А. И. Герцена прошел Всероссийский форум базовых образовательных организаций и региональных представителей по реализации программы «Орлята России». Форум проходил при поддержке Министерства просвещения совместно с ВДЦ «Орленок» и ФГБУ «Росдетцентр». «Орлята России» — это федеральная программа развития социальной активности обучающихся начальных классов, первая ступень Движения Первых. Проект «Орлята России» был создан в 2021 году по инициативе Министра просвещения РФ Сергея Кравцова. За три года существования масштабы проекта выросли до Всероссийского уровня с миссией исторического значения. Действует она в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и национального проекта «Образование». Участие в проекте принимают ученики начальной школы всем классом. Для этого классному руководителю необходимо зарегистрироваться на сайте «Орлята России». Мы уже не раз писали, какую интересную жизнь ведут орлята нашего региона, как с ними работают лучшие учителя нашей области и наставники из пятых классов. Жизнь орлят насыщена интересными событиями, походами и путешествиями, новыми встречами, коллективными делами, полезными обществу. В течение учебного года орлята проходят испытание по образовательным трекам — творческим заданиям для коллективного выполнения. Треков семь: «Орлёнок — Эрудит», «Орлёнок — Хранитель исторической памяти», «Орлёнок — Мастер», «Орлёнок — Лидер», «Орлёнок — Спортсмен», «Орлёнок — Доброволец», «Орлёнок — Эколог». Каждый трек заканчивается значимым Всероссийским мероприятием для всех участников программы (онлайн-игра, онлайн-экскурсия, онлайн-мастер-класс и так далее). Для лучших из лучших проходят профильные тематические смены в летних пригородных лагерях «Содружество орлят России». У орлят есть свои законы, свои правила, свои ценности (Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание), своя атрибутика, форма (галстуки, значки, футболки, толстовки). Им некогда скучать, и каждый орленок в этом детском объединении найдет себе не только дело по интересам и поручение по способностям, но и отыщет себе новых друзей со всей России, подружится со старшими ребятами из Движения Первых — наставниками, узнает много нового и интересного. Всероссийский форум собрал на своей площадке 176 учителей начальных классов, советников по воспитательной работе, региональных кураторов Всероссийского детского движения «Орлята России» и экспертов из вузов со всей страны. Педагогические вузы из Новосибирска, Омска, Томска, Череповца, Вологды, Москвы, Оренбурга, Ярославля, Самары, Воронежа и других городов России прислали своих участников. Новгородскую область представляли кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного образования и социального управления НовГУ имени Ярослава Мудрого, руководитель образовательных программ, по которым готовят в нашем регионе учителей начальных классов, Ольга Тимонина и студентка Алена Ревкина, будущий учитель начальной школы. Алена проходила обучение на базе лагеря «Орленок» и планирует стать советником директора по воспитательной работе. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого не является флагманским вузом программы, но уже сейчас в систему подготовки будущих учителей начальных классов включены темы, которые готовят новые, современные педагогические кадры. Выпускники и студенты кафедры начального, дошкольного образования и социального управления, совмещающие учебу и работу, уже сейчас поднимают на крыло юных орлят во всех школах и гимназиях региона. Кроме того, педагогический институт имеет уникальный опыт и связь с научной школой имени Т. Я. Шпикаловой «Инновационные модели этнохудожественного образования в России», который может быть полезен при организации трека «Орленок-мастер» как с точки зрения научных исследований влияния освоения народного искусства на личность младшего школьника и его социальную активность, так и с точки зрения методики организации коллективных творческих дел и коллективных мастер-классов на основе музейной и этнопедагогики во внеурочной деятельности. Участников форума ждала насыщенная интересная работа в течение пяти дней: анализ результатов мониторинга четырехлетней реализации программы «Орлята России», разработка «портрета Орлёнка», создание системы методических рекомендаций для учителей, разработка раздаточных материалов о программе для родителей и детей, вступающих в ряды орлят, обмен лучшими воспитательными практиками со всех уголков страны, проведение мастер-классов по организации коллективных творческих дел и разработке дидактических игр, отвечающих самым высоким критериям, ознакомление с потенциалом внеурочной деятельности «Орлят России» в реализации государственной политики в области воспитания, выступления преподавателей базовых вузов по оценке социальной активности младших школьников в регионах, разработка рекомендаций для педагогических вузов по составлению учебных планов с включением модулей, необходимых для подготовки к организации детско-юношеских объединений и движений в России. Главная задача форума — усилить эффект программы «Орлята России» и выстроить стратегию ее дальнейшего развития на основе данных широкомасштабного исследования, проведенного флагманскими вузами и вузами стратегическими. Фото: «Орлята России».
Источник: 53 новости