31 октября 2025 год, 14:25 - Общество
В Новгородском театре для детей и молодёжи «Малый» вновь премьера. Режиссёр Надежда Алексеева поставила спектакль «Чёрный монах» по повести Антона Чехова. Постановка продолжает ряд отечественных литературных классиков в афише театра «Малый». В прошлом сезоне зрители увидели «Онегина» по роману Александра Пушкина и «Сон смешного человека» по фантастическому рассказу Фёдора Достоевского. В этот раз Надежда Алексеева обратилась к Чехову — и произведение известного писателя обрело новое сценическое воплощение. «Чёрный монах» выделяется на фоне чеховских сюжетов своей мифологией и даже некоторым пессимизмом. В центре сюжета история о талантливом философе Андрее Васильевиче Коврине, (на сцене его воплотил актёр Алексей Коршунов), который переехал в деревню к своему воспитателю Егору Семёновичу Песоцкому (Олег Зверев) и его дочке Татьяне (Ирина Савельева). Там он встретил не только любовь, но ещё и чудеснейшим образом узнал легенду о Чёрном монахе, из-за которой сошёл с ума (или поводом для безумия стала его напряжённая работа — рассказ трактуют по-разному). Сумасшествие Коврина приводит его сначала к безудержному счастью, а затем к смерти. Спектакль начинается со встречи с Чёрным монахом, в образе которого выступила актриса театра Марина Вихрова. Монах обретает жизнь вместе с многочисленными «чёрными персонажами», которые в разное время играют то садовников в деревне Песоцкого, то гостей на свадьбе. В начале спектакля звучит отрывок из философского произведения Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» о том, что всё в мире происходит случайно. Сразу же отметим, что режиссёр Надежда Алексеева плотно вплела строчки из Фридриха Ницше в канву спектакля. Текст из «Так говорил Заратустра» предвосхищает или сопровождает встречи Чёрного монаха с Ковриным, а позже сам главный герой начинает цитировать идеи о «сверхчеловеке». После знакомства с потусторонним, главный герой, и без того талантливый философ, начинает ещё больше верить в себя и философские идеи. Почти всё действие в спектакле ведёт Чёрный монах, который становится главным героем чеховской истории. Он следит за другими персонажами, подсказывает им реплики, ведёт авторский текст, временами даже начинает дирижировать действием: то просит вынести фарфоровые чашки для чаепития, то призывает к работе и руководит процессом, которому подчиняются «слуги сцены». Что же Коврин? Намёки на его сумасшествие появляются в самом начале: он лихорадочно разговаривает сам с собой, требуя кафедру, однако тогда это были намёки, подтверждающие его усталость, из-за которой он покинул город и приехал к Песоцким. Интересно его знакомство с Чёрным монахом: он замечает его случайно, сразу же после разговора с Таней. Когда они расстаются с ней после неловкого общения в саду, его размышления озвучивает сидящий в углу Монах.В чеховском тексте не говорится, как именно Андрей Коврин узнаёт легенду о Чёрном монахе. В спектакле же Надежда Алексеева высказывает предположение о том, что он увидел историю во сне. Сцена загадочного сновидения с цитированием Ницше предвещает рассказ легенды, а потом и встречу с Монахом. В ней герой Алексея Коршунова засыпает, пока Чёрный монах произносит строчки из «Так говорил Заратустра». Не последнюю роль здесь играет идеальная сыгранность актёрского дуэта Алексея Коршунова и Марины Вихровой. Их герои дополняют фразы друг друга, когда они вместе читают о «сверхчеловеке» Ницше. Их дуэт иногда — практически пластический этюд, некий раскованный танец, который подчёркивает строки, рождающиеся в сочинениях Коврина. Таня Песоцкая в исполнении Ирины Савельевой здесь совсем из другого мира. В розово-белой юбке, чёрной кофте и шапочке она выглядит нервной девицей, которая беспокоится о саде, часто ссорится с отцом, неловко не знает, что ответить на признание Коврина. Он спокоен в общении, она — эмоциональна. Их противоположности притягиваются. Спектакль идёт в двух актах, хотя первая часть длится гораздо дольше и завершается свадьбой Тани и Коврина в имении Песоцких. После десятиминутного перерыва на сцене совсем меняется настроение. Таня утверждается в сумасшествии своего супруга. Коврин и Чёрный монах общаются между собой под ярким торшером, но сонная Таня, которая уже сменила одежду на розовое платье и красную шапку и туфельки, замечает, что никакого Монаха нет и бьёт тревогу, требуя, чтобы Коврин обратился за помощью к врачам. Коврин выздоравливает, но теряет себя: из него сыплются бесконечные оскорбления и обвинения в адрес Песоцких. Ведь будучи сумасшедшим, он был счастлив, понимал свою оригинальность, свой талант, а теперь стал посредственностью. Однако после того, как Коврин перестаёт лечиться и уходит от Песоцких, никакой гениальности к нему не возвращается. Эта тема гения и посредственности станет одной из ключевых в повести и спектакле. В первом акте практически всё действие проходит в деревне, художники Надежда Алексеева и Оксана Немолочнова выстроили отсылающую к этому сценографию — в разных точках сценического пространства расположены садовые решётки, которые вместе образуют оранжерею или теплицу (Песоцкий — знаменитый садовод, и на его территории два сада). Изменяется место действия, уезжает из сада Коврин — и центром становится стол и стулья, появляется ковёр, возникает кабинет, на котором сосредоточено действие. Андрей Коврин серьёзно заболевает: временами у него начинает идти кровь горлом. В период одного из таких припадков он и умирает: и здесь вспоминаются листы бумаги, которые раскладывал герой Алексея Коршунова. В первом акте они были белые, исписанные текстами, во втором — залитые кровью. В постановке немало таких эпизодов, построенных на сравнении, перекличке, отсылке в будущее — есть такие и в видеоряде. Видеоряд подготовила Анастасия Алексеева. Он построен на перекличке земного и небесного — то возникает космос, после появления Чёрного монаха — торнадо, отсылающее к оригинальному рассказу: там герой появлялся издалека в виде стихии. Светлые моменты для Коврина проявляют деревья сада, ветки с зелёными листьями, полные жизни и счастья. В печальные периоды эта картина сменяется одинокими серыми ветками. Поступки Андрея Коврина меняют жизнь людей вокруг него. Он влияет на настроение и состояние своего воспитателя Егора Семёновича — после череды оскорблений и развода с Таней, зритель узнает, что Песоцкий умер. И узнает это из отрывка письма Тани к Андрею (не менее пронзительному, чем у её тёзки в романе «Евгений Онегин»). В письме она обвиняет Коврина, её образ становится совсем другим — Таня сломлена, стала менее терпеливой и более агрессивной. В конечном счёте, у Надежды Алексеевой получилась красивая тёмная трагедия о кризисе личности, тревоге перед временем и изменениями. Песоцкий боится за сад после своей смерти, у Тани после перемены в состоянии супруга, по её словам, «остановилось время», сам главный герой свою «здоровую» часть жизнь сжигает и умирает, не реализовав амбиции. Спектакль отражает загадочность оригинального произведения Антона Чехова — в сочетании мрачных образов, экспрессивного видеоряда и саунд-дизайна Марины Вихровой. Тексты Ницше дают дополнительные смыслы и вдохновляют главного героя. Могла ли жизнь талантливого философа пройти иначе? Чтобы было, если бы его не стали лечить? Зачем он выдумал Чёрного монаха? Многие вопросы остаются как большое театральное впечатление. Вновь увидеть «Чёрного монаха» можно будет уже совсем скоро: повторные показы пройдут 27 ноября. Напомним, ранее в поддержку премьеры «Малого» театральные волонтёры устроили литературный флешмоб — «Чеховский пикник». Также добавим, что заместитель директора Новгородского театра для детей и молодёжи «Малый» Татьяна Боброва недавно стала гостьей подкаста «53 новостей». Она рассказала о том, чем театр порадует зрителей в новом, 36-м, сезоне. Видеоверсию подкаста можно посмотреть по ссылке. Фото: Марина Воробьёва
Источник: 53 новости