На фестивале Достоевского представят закулисье изменившего театр спектакля

1 ноября 2025 год, 16:58 - Общество
На фестивале Достоевского представят закулисье изменившего театр спектакля
Сегодня, 1 ноября, в Великом Новгороде представили специальный проект XXIX Международного фестиваля театральных искусств имени Ф.М. Достоевского «Николай Ставрогин. Пролог к премьере». Встреча с создателями прошла в колонном зале Новгородской областной филармонии имени А.С. Аренского. По задумке авторов воплотят спектакль-инсталляцию не где-нибудь, а в Доме-музее Достоевского в Старой Руссе. Приурочена она к 150-летию Мстислава Добужинского — именитого отечественного художника, который в том числе и участвовал в создании спектаклей.  Спектакль-инсталляцию можно будет увидеть в Старой Руссе завтра, 2 ноября, в 17:00 и 3 ноября в 18:00. В 1913 году Мстислав Добужинский вместе с командой решил воплотить на сцене МХАТа спектакль «Николай Ставрогин» по роману «Бесы» Фёдора Михайловича Достоевского, что случилось впервые с этим произведением. Отметим, что известный художник родился в Новгороде, где провёл первые восемь лет жизни. Как отметила автор идеи, театровед, театральный критик Светлана Бердичевская, в 2024 году куратор и художник проекта Ольга Галицкая рассказала ей о том, что  Добужинский родился в Новгороде и с восхищением сослалась на главу из его воспоминаний, посвящённую детству.  «Прочитав ее, я поняла, что это отличный готовый путеводитель по Великому Новгороду. В будущем мы создадим аудиогид по городу глазами Добужинского. Он описал там и еду, и улицы, и церкви — очень уютно. Мы сначала и думали в этом направлении, пока я не вспомнила о книге историка театра, профессора школы-студии МХАТ Ольги Егошиной. Она при поддержке МХАТа написала труд «Николай Ставрогин на сцене Московского художественного театра». И основываясь на этом томе, мы решили создать спектакль. Тем более зная, что в Старой Руссе есть прекрасный Дом-музей», — отметила Светлана Бердичевская. Спектакль-инсталляция принадлежит к предметному театру. Ольга Галицкая отметила, что при создании решили совместить 150-летие Мстислава Добужинского и Достоевского. Главные герои — цифровые копии объектов из музея МХАТ. «После этого хотелось понять, как подойти к этому материалу, чтобы он не остался просто выставкой. Мне всегда хочется, чтобы человек смог прочувствовать чуть больше, чем просто при просмотре экспозиции. Чтобы зритель больше погрузился в материал. Поэтому мы добавили пласт аудиоспектакля. Мы взяли переписку авторов спектакля «Николай Ставрогин» и озвучили её. К сожалению, не было прямых переписок между упомянутыми мастерами живописи и слова, до наших дней дошли отдельные фрагменты. Мы поиграли в «архивную реконструкцию», изучали каждого автора. В итоге решили сузить изначально большую историю до лета 1913 года — до периода премьеры», — отметила куратор и художник. Среди той необходимой информации, что дошла до наших дней с момента подготовки спектакля, осталось не так много. Есть фотографии артистов в костюмах, эскизы Мстислава Добужинского — рукавов, вазы, крой костюмов, планировка сцены на обрывке бумаги и другое — то есть некое закулисье, которого зритель не видит. От этого и название проекта — «Пролог к премьере». По словам Ольги Галицкой, без главного режиссёра Нижегородского ТЮЗа Ивана Пачина из всего этого вышла бы лишь «странная выставка». Он озвучил одного из героев постановки — российского и советского театрального режиссёра, драматурга, Народного артиста СССР Владимира Немировича-Данченко.  Других двух героев озвучили артисты Нижегородского ТЮЗа. Мстислава Добужинского — Никита Чеботарёв, а Максима Горького — Максим Лутохин. Отметим, что взаимодействие будет только с предметами. Как подчеркнул Иван Пачин: «Мы оставили человека — проводника, который управляет процессом. Хотелось создать игру, когда люди приходят и попадают то ли на художественный, то ли на технический совет спектакля. Они находятся в ощущении далёком от премьеры, и им на стол попадают эскизы костюмов, декораций». Говоря ещё об интересных особенностях постановки «Николая Ставрогина» Владимира Немировича-Данченко, то, по словам Ольги Егошиной, она перевернула представление о Фёдоре Достоевском и театре как таковом. «Николай Немирович-Данченко был великим инсценировщиком, его «Братья Карамазовы» 1910 года и «Николай Ставрогин» 1913-го — два спектакля, который определили тот театр, который мы сейчас знаем. Это впервые не написанная пьеса по материала романа, а инсценировка, которой все живут сейчас. Любой режиссёр XX и XXI века опирается на них. Эти же две постановки изменили отношение русского общества к великому писателю Фёдору Достоевскому. Ещё в 1908 году Немирович-Данченко писал Станиславскому о том, что прочёл все романы Достоевского и нашёл «Бесы» очень слабой вещью, «Идиот» для сцены не годился, «Преступление и наказание» потеряется, а «Братья Карамазовы» — «да, могут быть». Получается, что через пять лет он переосмысливает «Бесов». Тогда ещё Фёдор Достоевский не считался гениальным писателем.  В этом велика роль Московского художественного театра, который определил великих писателей Антона Чехова и Фёдора Достоевского. Все тогдашние мыслители, журналисты, литературоведы высказались и впервые подумали о нём всерьёз после просмотра спектакля», — рассказала Ольга Егошина. Постановка просуществовала один сезон: в 1914 году сам театр ее снял из-за начала Первой мировой войны, потому что руководство МХАТа решило, что необходимы более «духоподъёмные произведения». Затем революция, укореняется взгляд Максима Горького на то, что Достоевский «вредный писатель». В СССР до 1950-х годов вообще не появляются его произведения на сцене. А после ставят все произведения кроме «Бесов». «Бесы» — несвоевременны всегда. Позже Лев Додин поставил это произведение на сцене Академического Малого Драматического театра — театра Европы, и через два дня после премьеры произошло отречение Михаила Горбачёва. История страны сплетена с Достоевским», — подчеркнула историк театра. «Николай Ставрогин. Пролог к премьере» — совместный проект Международного фестиваля театральных искусств имени Ф.М. Достоевского и музея МХАТ при поддержке Новгородского музея-заповедника. Ранее «53 новости» рассказали о том, что звёзды новгородского театрального фестиваля прошлись по «красной дорожке». Фото автора

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама


Новости по годам

2025

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь