Русская деревня: борьба за сохранение средней школы в Вотолине
В деревне Вотолино Демянского района реорганизуют школу. Причина банальна – низкая наполняемость. Впрочем, учреждение не ликвидируют. Начальные классы и дошкольные группы останутся в Вотолине. А вот основную ступень переводят в демянскую школу. Казалось бы ничем непримечательная ситуация в современной русской деревне. Но неожиданно вотолинцы и жители соседних населённых пунктов оказали отчаянное сопротивление решению муниципальных властей. Родители школьников обращались в самые разные инстанции. Написали они и в «Ваши новости». В конце концов ситуация стала объектом изучения уполномоченной по правам ребёнка в Новгородской области. В пятницу Елена Филинкова встретилась в здании школы с населением, воспринявшим в штыки решение местных властей.
Пока реорганизация не началась. Принята только программа действий:
– Реорганизация начнётся после того, как администрация района издаст нормативный документ. Мы планируем начать её с первого сентября, – говорит председатель районного комитета образования Нина Михайлова.
Зачатки возрождения русской деревни
В этом году на Новгородчине будут реорганизованы 37 образовательных учреждений. Почему же именно в Вотолине непопулярная мера встретила такой отпор? Дело в том, что недавно в местные края переселились две семьи из Санкт-Петербурга. По большому счёту, они и являются лидерами «сопротивления». В то же время, если в других случаях школы ликвидируются или реорганизуются в «вымирающих» деревнях, то здесь можно увидеть некоторые предпосылки возрождения русского села.
– Ещё недавно и здесь всё умирало, – рассказывает «переселенка» Анна Алексеевна. – Но сейчас сюда стали медленно переезжать семьи. И что же делают местные власти в этой ситуации? Они просто всё перерубают! Мои друзья часто интересуются возможностью переезда в нашу местность. При этом они всегда спрашивают про школу. А убрать среднее звено из малокомплектного сельского учебного заведения – значит убить его. И тогда сюда никто больше не приедет.
У большинства собравшихся на встречу жителей Вотолина и окрестных деревень нет чёткого понимания «природы» предстоящих местной школе перемен. Встреча началась с пламенной речи дачницы Анны Кузьминичны. К слову, её внуки не живут в Вотолине. Да и сама она приезжает сюда из Старой Руссы.
– То, что происходит сейчас с уничтожением школ, ФАПов и почтой, можно считать последним витком уничтожения русской деревни, – декларировала пенсионерка. – Для её выживания необходим постоянный приток молодых семей из городов… Родители имеют право выбирать, в какой школе будет учиться их ребёнок. Так вот, в демянскую я бы своих детей не отдала. В нашей школе всё есть. Обеспечивается шаговая доступность. Более того, поскольку она малокомплектная, существует индивидуальный подход. А теперь после реорганизации детей должны будут за 23 километра возить в Демянск по плохой дороге. Её всего три раза за зиму прочистили: перед проверкой прокуратуры и дважды когда мы ждали приезда уполномоченной по правам ребёнка. А вы проедте по дороге до Чижово. Там и сейчас одна колея. Несколько лет назад школьный автобус столкнулся с машиной лесников. Чудом никто не пострадал. Значит, дороги не такие уж хорошие?!
К слову, мы доехали от Демянска до Вотолина за 20 минут. Правда, машина летела то 100 километров в час, то 80. Понятно, что школьный автобус с такой скоростью не пойдёт. А, по закону об образовании, дорога в школу при доставке на транспорте не должна занимать более 30 минут. На обратном пути мы решили для чистоты эксперимента ехать 60. Уложились в 26 минут.
Анна Кузьминична упирала на то, что мнение родителей при принятии решения никого не волновало – не был организован сход граждан. Впрочем, юридически тут не к чему придраться. Сход обязателен только при ликвидации школы. При реорганизации набор действий другой:
– Основные полномочия возложены на учредителей, – поясняет Елена Филинкова. – В данном случае, комитет образования сам вправе решать, каким образом обеспечить детей качественными образовательными услугами.
Дело здесь ещё и в том, что с первого сентября вступают в силу поправки к законодательству об образовании. В соответствии с ними, сход граждан будет необходимо созывать не только перед ликвидацией, но и перед реорганизацией образовательного учреждения. По сути, речь о нескольких месяцах. Программу, по которой вотолинскую школу ждёт реорганизация, приняли лишь в январе.
Социализация
Жители настаивают на своём: «Даже для того, чтобы открыть здесь филиал другой школы, сначала здесь нужно ликвидировать местную. А закрыть филиал вы опять же сможете без всякого схода». На самом деле, школа прекращает существование, как самостоятельное юридическое лицо. Муниципалитет вопрошает жителей деревни: «Что для вас изменится от перемены её юридического статуса?». Вотолинцы отвечают вопросом на вопрос: «Если ничего не меняется, зачем вообще проводить реорганизацию».
Главные аргументы муниципальных властей сводятся к следующему: в малокомплектной вотолинской школе, где в классах, в основном, по одному человеку, ребёнок медленнее и хуже социализируется и получает менее качественное образование.
– Три ребёнка закончили девятый класс в прошлом году. Ни один из них не пошёл учиться дальше! Ни один! – восклицает замглавы районной администрации Нина Михалёва.
– Неправда! У меня девочка сразу поступила в техникум! – возмущённый голос из зала.
– А другие двое?
– И ещё один учится.
– Так он пошёл учиться уже после того, как здесь побывала комиссия по делам несовершеннолетних!
Родители парируют: «Тот, кто хочет возить детей в Демянск, может делать это и сейчас».
– У нас в школе сложилась тесная дружелюбная атмосфера, – снова берёт слово Анна Алексеевна. – Дети из Щеглова берут малышей, вместе едут в автобусе. Здесь раздевают. Ребята всё время под присмотром не только преподавателей, но и семьи. А так один будет ездить в Демянск, другой – оставаться здесь. В Питере люди платят огромные деньги, чтобы дети учились в частных малокомплектных школах. Там считают нормальным, что в классе 5 человек. А у нас – по-другому: «Ребёнок не социализируется». Меня устраивает уровень образования в этой школе. Если здесь закроют 5-9 классы, я буду своих детей учить дома. У меня для этого есть образование. Как мать я не могу своему ребёнку позволить ездить в Демянск. Я работала в Санкт-Петербурге в школе, в которую детей возили с разных концов города, и видела, как они выматываются.
Наши дорогие дети
Серьёзную роль в принятии решения о переводе основной ступени в демянскую школу сыграл прогноз о приросте населения. В соответствии с ним, рост числа детей в средней школе в ближайшие годы не предвидится. Но в прогнозе не учтены семьи, которые приехали уже после его составления. Представители местных властей заверяют граждан: «Если демографическая ситуация изменится, они снова откроют основную ступень в вотолинской школе». Их оппоненты убеждены: если закрыть 5-9 классы, никто уже сюда не захочет переезжать.
Вотолинцам объясняли грядущую реорганизацию и другими причинами:
– Мы получили письмо от Осипова (председатель областного комитета образования – примечание автора). Там сообщалось, что дети наши очень дорого стоят, порядка 160 тысяч в месяц каждый, – повествует Анна Алексеевна. – Но, если перевести основное звено в Демянск, начальная школа и дошкольная группа будет обходиться ещё дороже! В то же время, глава района нас заверял, что денег у них достаточно.
По большому счёту, со своих позиций местные жители разбивают все аргументы муниципальных властей. Но и упрекнуть демянский комитет образования и районную администрацию в том, что они нарушают законодательство, тоже нельзя. Вотолинцы утверждают, что многие показатели в их школе выше, чем в других образовательных учреждениях района.
Для того чтобы оценить качество образования в Вотолине, Елена Филинкова пообещала уже на этой неделе снова посетить Демянский район. На этот раз уполномоченная по правам ребёнка хочет побывать в школе во время занятий.
Окончательное решение о реорганизации не принято. А потому ещё есть время, чтобы найти выход из сложившейся патовой ситуации.
Источник: Ваши Новости