Управление Роспотребнадзора по Новгородской области подвело итоги своей деятельности за 2012 год в сфере защиты прав потребителей при предоставлении услуг ЖКХ
Управлением проведено 41 мероприятие по контролю предприятий, предоставляющих гражданам жилищно-коммунальные услуги, в том числе плановых -18, внеплановых – 23.Нарушения законодательства о защите прав потребителей выявлены в 37 субъектах. Проведено 41 административное расследование.
В результате проводимых мероприятий по контролю выявлены нарушения требований Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года; «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307; «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. № 354 и других нормативных актов, регулирующих отношения с участием граждан-потребителей, выразившиеся в не предоставлении дополнительной информации для потребителей:
- о наименовании исполнителя, места нахождения (адресе его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режиме работы, об адресе сайта исполнителя в сети Интернет, на котором исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя, отчество руководителя;
- об адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
- о размере тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
- о порядке и форме оплаты коммунальных услуг;
-о показателях качества коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий;
- о наименовании, адресах и телефонах органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением жилищного законодательства;
- о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
- отсутствует информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета.
В соответствии с действующим законодательством Исполнитель обязан предоставить потребителю данную информацию путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей.
Не соблюдаются требования «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» в части проведения по требованию потребителей сверки платы за коммунальные услуги и выдачи в течение трех рабочих дней документов, подтверждающих правильность начисления потребителю платежей, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней), тем самым допуская обсчет потребителей и увеличение сумм по оплате платежей; своевременно не доводится информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг.
По итогам 2012 года общее количество обращений на нарушения прав потребителей составило 2706, в сфере ЖКХ- 1373, что от общего количества обращений на нарушение прав потребителей составило 50,7% .
Основными причинами обращений потребителей остаются неисполнение управляющими компаниями обязанностей по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома; необоснованные расчеты стоимости электроснабжения в местах общего пользования; ненадлежащее оформление управляющими организациями актов о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а так же вопросы о правомерности действий исполнителей услуг при установке и поверке приборов учета.
Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области применяются различные формы и методы защиты нарушенных прав потребителей, в том числе и в судебном порядке.
Так за 2012 год Управлением дано 965 заключений по судебным делам, в том числе ТО г. Боровичи дано 909 заключений. Иски потребителей поданы на взыскание убытков, понесенных вследствие ненадлежащего качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Рассмотрено и удовлетворено 946 исков. Присуждено денежных средств в пользу потребителей – 5257,5 тыс. рублей, их них компенсация морального вреда – 465,1 тыс. рублей.
Подано в суд 30 исков, из них в защиту неопределенного круга потребителей – 5 исков, в защиту группы потребителей – 25 исков.
Удовлетворено исков всего – 29, их них в защиту неопределенного круга потребителей – 4, в защиту группы потребителей – 25.
Присуждено денежных средств в пользу потребителей - 136,6 тыс. руб., из них компенсация морального вреда – 7,7 тыс. руб.
В дальнейшем работа по защите прав потребителей ЖКУ будет активизирована путем проведения контрольно-надзорных мероприятий, подачи исков в суды по защите прав неопределенного круга потребителей, дачи заключений по делам в целях защиты прав потребителей, а также путем координации работы с органами госвласти субъекта, с муниципальными образованиями и общественной организацией по защите прав потребителей.
Управление Роспотребнадзора напоминает, что в случае возникновения вопросов о нарушениях законодательства по защите прав потребителей и соблюдения требований санитарного законодательства потребитель вправе обратиться:
- в Центр по информированию и консультированию потребителей в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области», тел 77-20-38;
- в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области, тел. 971-106.
Источник: Правительство Новгородской области