Презентация картины после реставрации
5 апреля 2013 года Новгородский музей-заповедник приглашает на презентацию картины Николая Егоровича Сверчкова «Конный портрет императрицы Екатерины II в форме лейб-гвардии Гусарского эскадрона».
В собрание Новгородского музея-заповедника картина поступила в 1948 г. из Артиллерийского исторического музея.
В 2010 году картина была передана в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря (Москва) для проведения реставрационных работ. Реставрация проводилась художником-реставратором II категории В. Кузнецовым.
В результате работ были удалены заплаты, заклеены прорывы холста, произведены укрепление грунта и красочного слоя, устранена деформация холста, удален старый пожелтевший лак, в местах утрат сделаны тонировки. Картина дублирована на новый холст, натянута на новый подрамник и покрыта свежим лаком.
В начале 2013 года реставрация была завершена и в марте картина вернулась в музей. Сейчас она установлена в Музее изобразительных искусств, где будет находиться до мая 2013 года. В дальнейшем, в июне 2013 года, картина примет участие в выставке «Русский портрет XVIII- начала XX вв. в собрании Новгородского музея-заповедника».
Презентация картины состоится 5 апреля в 15 часов в академическом зале Музея изобразительных искусств (2 этаж).
В презентации примут участие:
- Гормина Наталья Владимировна, заместитель генерального директора по учетно-хранительской работе, главный хранитель Новгородского музея-заповедника, заслуженный работник культуры РФ;
- Васильева Ирина Михайловна, заведующая отделомкомплектования, изучения и популяризации музейных коллекций Новгородского музея-заповедника, заслуженный работник культуры РФ;
- Бодина Татьяна Николаевна, заведующая мастерской по реставрации масляной живописи.
Николай Егорович Сверчков (1817—1898) — непревзойденный мастер довольно редкого в отечественном искусстве иппического жанра (от греч. hippos – лошадь), с огромной любовью и подлинным знанием отразивший в своих произведениях все стороны жизни лошади. Сюжетные темы с лошадьми в произведениях Сверчкова поистине многообразны – они предстают на бегах и скачках, на охоте, под седлом, в упряжи одиночно и в парных запряжках, и, особенно, в тройках. На протяжении нескольких десятилетий художник вел обстоятельную изобразительную летопись крупнейших государственных конных заводов России - Хреновского и Чесменского, создав целую галерею породистых лошадей, среди которых исключительный интерес представляют портреты орловских рысаков и жанровые картины с изображением рысистых лошадей. Основные качества его живописи – доскональное знание пород и умение точно передать особенности их экстерьера, правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми – составляют не только художественные достоинства произведений Сверчкова, но и представляют исключительную ценность для истории отечественного коннозаводства. Н.Е.Сверчков писал только с натуры, он изъездил Россию из конца в конец, чтобы по просьбе заказчиков запечатлеть на полотне их лучших лошадей. Известность и популярность художника росли вместе с его мастерством. С 1844 г. Сверчков - постоянный участник академических выставок. В 1852 году он получил звание академика, а в 1855 году - профессорское звание. В жизни художника 1850-е гг. отмечены дружбой с поэтом Н. А. Некрасовым. Император Александр ІІ подарил Сверчкову участок земли в Царском Селе, на котором он построил дом с большой мастерской и конюшню.
1862-1864 гг. художник провел во Франции, где за ряд картин жюри Парижской международной выставки присудило Н.Е. Сверчкову орден Почетного Легиона, а часть произведений были приобретены для коллекции Наполеона III. Затем он демонстрировал свои произведения на Лондонской Всемирной выставке, где было продано 40 живописных произведений и акварельных рисунков. После блистательного успеха в Париже и Лондоне, вернувшись в Россию, Сверчков получил официальный заказ на серию исторических картин для Оружейной палаты и на протяжении последующих лет много работал по Высочайшим заказам. Н. Е. Сверчков скончался в возрасте 81 года 25 июля 1898 года и был похоронен на Казанском кладбище Царского Села. За свою жизнь он создал 350 картин, 1000 рисунков и 12 скульптур. Большинство из этих произведений находятся в Музее Коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии, а также многочисленных отечественных музеях и доступны для обозрения широкому кругу специалистов и любителей лошадей.
Картина «Конный портрет императрицы Екатерины II в форме лейб-гвардии Гусарского эскадрона» - одна из последних работ художника. Изображение императрицы Екатерины II в гусарской форме не случайно – именно по ее приказу в 1774 г. в связи с приготовлениями к празднованию заключения мира с Турцией, был сформирован для Собственного Ее Величества конвоя лейб-гусарский эскадрон, позднее преобразованный в полк.
Источник: Администрация Великого Новгорода