Эксклюзив «ВН»: кто, как и за сколько содержит новгородские дороги

27 апреля 2013 год, 23:01 - Общество
Эксклюзив «ВН»: кто, как и за сколько содержит новгородские дороги

Не ругайте дорожника, он делает ровно на столько, сколько ему заплатили

У 2013 года есть все шансы стать знаковым в теме ремонта дорог в Новгородской области. Я вовсе не имею в виду поутихший уже скандал вокруг «дорожного дела». По мнению новгородских дорожников, карты сейчас ложатся таким образом, что у многострадальных дорог появился шанс на то, чтобы их начали ремонтировать и содержать по принятым в стране стандартам: отмена 94 ФЗ, восстановление Дорожного фонда и смена (куда без этого?!) в регионе главных ответственных за дороги лиц…

Ждем аукциона и денег

Если упростить систему ремонта и содержания дорог до наглядной схемы, получается так: администрация сначала планирует, распределяет бюджет, потом готовит аукцион, дорожники в свою очередь ждут аукцион, и только потом ремонтируют дороги. И чем раньше сработают первые, тем быстрее выйдут с лопатами (или иным оборудованием в зависимости от задачи) вторые.

Мы не будем говорить о капремонтах, аукционы на которые, к слову, по мнению не чиновников, порядком затянулись. Их результаты и без того воочию увидят этим летом все новгородцы. Я хочу поговорить о тех, чей труд менее заметен. Я говорю о фирмах, которые летом латают ямы и чистят дороги, а зимой разгребают снег и засыпают песком гололёд.

Сегодня их труд оценивается лишь на 15% от принятых в стране нормативов, при этом они умудряются сделать так, что автобус в самый сильный снегопад мог доехать до отдаленной деревни. Приведу цифры: при рекомендованном нормативе Федерального дорожного агентства в 820 тысяч рублей на один километр ремонта и содержания дороги, новгородские дорожники получают только 120-130 тысяч. И даже эти крохи не всегда удается получить своевременно:

- Аукционы на ремонт и содержание дорог должны проходить, в крайнем случае, в конце осени. У нас же он на 2013 год был проведен откровенно поздно: 29 декабря. Дотянули до последнего, при этом сама система контракта не очень удобная получилась. Если изначально объявлялся трехлетний аукцион, вместо полугодовых, как это было в 2012 году и ранее, то потом контракт был быстро переигран, внесли изменения в документацию, и он стал годовым. Просто кому-то это очень не понравилось, и кто-то решил, раз в этом году не удалось получить контроль над отраслью, то получит его в следующем, - поделился своим мнением с «Вашими новостями» финансовый директор ООО «Новгородское дорожно-ремонтное предприятие» Денис Орлов.

По сути, что такое содержание: зимой - посыпка песчано-соляной смесью, летом - ямочный ремонт, содержание обочин, подрезка кустов, ремонт и покраска дорожных знаков. При этом во все сезоны нужны расходные материалы, которые выгодно покупать оптом и своевременно.

- Когда полностью меняется асфальт, аукционы могут проходить в начале года и это нормальная ситуация. Там есть период, когда можно подготовиться, а вот с содержанием очень много вопросов связано с переходом сезонов. Если мы не будем уверены в том, что мы обслуживаем дороги и на следующий год, то мы не можем проводить закупки необходимых компонентов для проведения работ. Самая оптимальная система для обслуживания дорог - длительные контракты. Это вообще нормативы «Росавтодора», которые рекомендуют на обслуживание и содержание дорог - заключать трех и даже пятилетние контракты.

 

Отдельная копилка

С конца 90-ых - начала 2000-ых была расформирована система дорожных фондов, которые, по сути, являлись отдельной защищенной от посягательств копилкой на ремонт транспортных артерий. А финансирование региональных межмуниципальных дорог, за которые отвечает область и муниципалитеты, было возложено на плечи регионального бюджета. В итоге на практике дороги финансировались по принципу, что останется от «социалки».

- Дороги были в запустении, потому мы сейчас и имеем, то, что имеем. Но пошел уже третий год после возвращения системы, и в восстановленный Дорожный фонд стали поступать деньги от транспортного налога, который взимается с автомобилистов, и топливные акцизы, получаемые с розничной продажи заправок. И эти деньги теперь защищены, их нельзя направить ни на что другое, кроме как на финансирование дорожной отрасли, - говорит Денис Орлов. - Сегодня объем средств дорожного фонда составляет примерно 3 миллиарда рублей, из них 900 миллионов выделяется на содержание и обслуживание межмуниципальных и региональных дорог (сюда не входят федеральные трассы Москва-Санкт-Петербург; трасса Шимск-Старая Русса - Порхов).

Другой фактор, который может изменить новгородские дороги в лучшую сторону – отмена пресловутого Федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

- Пробелы 94-го ФЗ, когда на аукционы зачастую выходили «однодневки» или просто фирмы, не имеющие необходимой материальной и технической базы, должны с 1 января 2014 года остаться за бортом аукционов. Пока то, что мы видели, достаточно разумно: там есть самое главное - квалификационный отбор, требования фирме смогут предъявляться по технической оснащенности, персоналу, материальной базе, чего до сих пор не могли потребовать заказчики от потенциального исполнителя, - рассуждает бизнесмен.

Другой нюанс – на контрасте с отсутствием контроля на этапе отбора исполнителя по масштабным контрактам у нас дотошно контролируют соблюдение маленьких рамочных договоров, которые заключаются между дорожными организациями и сельскими поселениями. Проверить, какой техникой ведутся работы, могут одновременно прокуратура, Ростехнадзор и ГИБДД.

И это опять же упущения 94 ФЗ, это нонсенс! Ведь эти проезды менее важны по сравнению с областными дорогами. Но внимание более пристальное к мелочам, нежели к основному контракту, по которому работаем мы и остальные подрядчики в области.

Эта ситуация должна быть исправлена сведением контрактной системы, - сетует представитель «НДРП».

 

Непредвиденные расходы

Вся эта система хронического недофинансирования приводит к тому, что одни дорожники копят многомиллионные долги (на существующих в районах области ДЭПах колоссальные долги, многие просто убыточны), а другие влезают в раздел «непредвиденные расходы» заключенных контрактов.

Взять хотя бы зимнее содержание дорог. По нормативу «Росавтодора» в нашей климатической зоне за зиму насчитывается примерно 71 день с возможностью выпадения снега и образованием гололеда. То есть, следуя логике, дорожники при нормальном финансировании должны 71 раз дорогу почистить и посыпать песчано-соляной смесью.

- По нашему же контракту, а мы обслуживаем Новгородский и Батецкий район, средства выделены из расчета на 15 чисток и 8 посыпок одного и того же участка дороги. Мы, конечно, понимаем, что «Новгородавтодор», прописывая такие нормы, исходит из возможностей областного бюджета. Но ведь бесплатного ничего не бывает: машины вырабатывают свой ресурс, потребляют топливо, и все это должно оплачиваться. Потому за эту зиму мы уже выбрали зимнее содержание всего 2013 года (с учетом ноября и декабря будущей зимы!) - 19 миллионов рублей, и даже залезли в статью непредвиденные расходы. А это еще 2 миллиона. В нашем контракте на непредвиденные расходы заложено всего 18% от общей суммы договора.

Вот и получается, что в лучшем случае, обслуживать в ноябре и декабре дороги будут за счет остатков из той же строки бюджета контракта. Справедливости ради замечу, что так не только в Новгородской области: норматив, посчитанный исходя из российских реалий, не соблюдается практически нигде, если только в отдельных «городах-государствах», как Москва и на федеральных трассах (да и то под сомнением, если вспомнить многокилометровые заторы на границе Тверской и Новгородской областей).

- Есть такой анекдот: в салунах Дикого запада висела табличка: «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». У нас примерно та же ситуация, если ее перефразировать - не ругайте дорожников, они работают в тех условиях, в которых им позволяют работать. Если бы мне дали 820 тысяч рублей на километр дороги и 3-летний контракт, мы бы за 3 года такое понастроили... – мечтает дорожник. - Но даже при том, что мы имеем, нам пока удавалось обеспечивать проезды ко всем населенным пунктам обслуживаемых нами районов: все дороги должны быть круглый год в таком состоянии, чтобы по ним можно было проехать. Ведь люди живут везде, и не важно, что в деревне осталось 3-4 дома. Проезд той же скорой помощи или пожарной должен быть обеспечен и к ней.

«НДРП», как выяснили «Ваши новости» не получали нареканий за свою работу, даже в декабре 2012-го, когда в городе, как вы помните, творилось нечто невообразимое... Не получила и похвалы. А жители Поозерья, да и других деревень Новгородского района подтвердят, что если и приличного капремонта они не видели давно, то уж содержание их дорог достойно положительной оценки. В чем секрет успеха этой фирмы? Возможно, желание укрепиться на рынке, когда не последние люди в области грозят отдать ремонты на откуп «варягам»...

- Так как мы сориентированы на долгосрочную работу, мы несем за нее ответственность. Я за то, чтобы на этом рынке работали предприятия, которые имеют опыт и способны нести гарантийные обязательства. Но, я с трудом представляю, чтобы на содержание дорог сюда могла придти нормальная ответственная иногородняя компания. У нас в Новгородском районе есть 3 базы: в самом Великом Новгороде, селе Гора (в сторону Батецкой) и в Броннице, где у нас располагается техника и позволяет оперативно работать по трем локациям. Сегодня у нас 68 единиц техники в Новгородском районе и мы самое крупное и наиболее обеспеченное материальной базой предприятие дорожной отрасли. В прошлом году мы вложили в развитие предприятия 56 миллионов рублей, из них 35 пошло на закупку техники.

Сегодня у региона существует проблема, и этот факт. Но она не столько в системе, сколько в персоналиях - уверены дорожники.

«Все зависит сегодня от администрации: перейдем ли мы на 3-летние контракты, будут ли жить районные ДЭПы, - говорит Денис Орлов. - Я тоже не летаю над дорогами, и езжу по ним. Естественно, все надеются, что дороги будут становиться лучше и определенные предпосылки к этому есть».

И все же хотелось бы, чтобы само собой напрашивающееся соображение не стало уже завтра реальностью: когда на смену одному генподрядчику, придет другой, не исключаю, что аффилированный, в котором кто-то заинтересован, который будет также выигрывать аукционы, и, оставляя себе немалые генподрядные, будет распределять крохи между местными дорожниками...

 

Справка ВН: «НДРП» сегодня обслуживает около 1/8 новгородских дорог (порядка тысячи километров из 8000 километров новгородских асфальтовых и грунтовых дорог).

КамАЗы пользуются большой популярностью

Китайский автопром дешевле в ремонте, но при перевозке грузов из-за большей массы их можно использовать не на всех дорогах Новгородчины

Сотрудников на работу отвозят на новеньких ГАЗелях

Фото: Дмитрий Красицкий, magiclady.net

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь