В башне Кокуй открылась историческая инсталляция «Неукротима ярость царя»
В рамках совместного проекта Новгородского музея-заповедника и Центра развития культуры «Решение» в башне Кокуй открылась историческая инсталляция «Неукротима ярость царя» по мотивам «Повести о разгроме Новгорода Иваном Грозным».
Автор идеи инсталляции и руководитель проекта заслуженный артист России Даниил Донченко охарактеризовал такую подачу исторического материала как «театр без актеров» – формат, достаточно распространенный в Европе, но в России его только начинают осваивать.
Команду, воплотившую проект в жизнь, Донченко назвал «наша скоморошья ватага». Среди создателей проекта – старший научный сотрудник НГОМЗ, кандидат исторических наук Илья Хохлов и доцент кафедры дизайна политехнического института НовГУ Александр Милосердов.
Инсталляция по мотивам «Повести о разгроме Новгорода Иваном Грозным», написанной очевидцем или со слов очевидцев кровавой драмы, – попытка художественной реконструкции исторически подлинного сюжета о том, как «благочестивый государь ходил со гневом на Великий Новгород».
Карательный поход православного русского царя был направлен на укрепление границ государства. А поводом для столь суровой кары послужили подозрения Ивана Грозного об измене новгородцев, их участии в заговоре против царя и стремлении отдать город польскому королю Сигизмунду-Августу. Опричное войско шесть недель бесчинствовало в Новгороде, на Городище и окрестностях города.
Аутентичные исторические декорации, в которые вписана инсталляция, сокращают меру театральной условности и эмоционально приближают временную дистанцию иллюстрируемого действа. Пролог и два акта трагедии представлены зрителям на трех ярусах башни Кокуй. Арт-объекты основаны на реконструкции предметов быта второй половины XVI века.
Автор звукового оформления – Иван Прокофьев. Звучат и фрагменты стихир самого Иоанна IV, исполненные хором под управлением Юрия Никифорова.
Художественное пространство трагической главы в истории Новгорода создается сочетанием динамичного света, музыки, шумов и компьютерных технологий. Лица и жертв ярости царя, и его опричников, уравненные царским гневом до безликих фигур, перетянуты холстиной.
Поднявшимся на смотровой ярус башни посетителям открываются панорамные виды города, на фоне которых в XVI веке разворачивался последний, трагический, акт истории Новгородской республики. Смотровой ярус очень популярен у туристов благодаря расположенным здесь двум мощным телескопам, позволяющим в подробностях разглядеть Рюриково городище, где находилась и ставка Ивана Грозного, купола Софийского собора, в котором царь присутствовал на литургии перед началом расправы, и множество других знаменитых творений средневековых зодчих – безмолвных свидетелей расправы над городом.
Литературная основа инсталляции – «Повесть о разгроме Новгорода Иваном Грозным» – поражает эмоциональной мощью.
Как любое художественное осмысление, повесть не может рассматриваться в качестве безупречного исторического источника. Число жертв и разрушения преувеличены автором, хотя многое подтверждает знаменитый Синодик Ивана Грозного, куда он записывал имена казненных им людей. Однако после знакомства с повестью и иллюстрирующей ее инсталляцией не возникнет частый вопрос приезжающих в Новгород туристов – «Почему Ивана Грозного нет на памятнике Тысячелетию России?».
Источник: Ваши Новости