Змеи наступают
Как уже сообщалось в анонсе к материалу, тема эта не новая. И я, если честно, собиралась писать об этом и в позапрошлом, и в прошлом году, но все как-то не доходили руки. Однако все же решила к ней обратиться этим летом, поскольку письма и звонки от читателей с жизненными историями и вопросами продолжают поступать.
Сообщают об укусах людей гадюками прямо в центре населенных пунктов, даже у многоэтажек. Вот, к примеру, письмо от нашей читательницы Ирины:
«Каждые выходные мы ездим к бабушке в Тесово-Нетыльский. Змей там всегда было много, но, как вспоминает муж, во времена его детства никого не кусали.
А вот в прошлом году змея укусила соседскую девочку 7 лет прямо в огороде, ребенок лежал несколько дней в инфекционке. В позапрошлом году укусила другого соседского ребенка - мальчика, который шел с мамой купаться на карьеры. Он пролежал в больнице больше двух недель и потом долго ходил еще с почерневшей ногой. В общем, дети теперь ходят только в закрытой обуви. Утро моих детей (когда мы там гостим) начинается с инструктажа, чтобы они ходили и смотрели под ноги. Может, есть у нас специалисты, которые могут дать совет, как обезопасить свой участок? Соседи понаставили отпугивателей кротов, они работают на принципе ультразвука, так они надеются, что ультразвук поможет и от змей».
Итак, пора браться за тему, потому что вопросов и у меня, и у читателей накопилось слишком много. К змеям люди относятся по разному: кто-то панически боится, кто-то разумно опасается и не придает встрече с этими созданиями большого значения, а кто-то восхищается и даже готов нянчиться с «гадами ползучими» как с пушистыми котятами. Наверное, я все-таки отношусь к первой группе, но постараюсь разобраться со змеиной проблемой с разных точек зрения и без предубеждения…
Почему их становится больше (становится ли?), почему змей все чаще видят на центральных улицах деревень и поселков, в огородах, возле жилых домов?
С таким вопросом я обратилась к экспертам и к нашим читателям. На самом деле, в момент обращения у меня уже была своя версия, которую не все разделили.
По моему мнению, все это связано с тем, что вокруг населенных пунктов вместо привычных когда-то полей и пастбищ, на которых работала техника, бродили большие стада коров, постепенно образовались заросли и запустение.
Со мной согласна заместитель директора Библиотечного центра «Читай-город» Елена Туркина (она откликнулась на мой вопрос в нашей группе «ВКонтакте»): «Могу совершенно точно сказать, почему стало много змей в моей деревне, в Новоселицах, - написала она. - В моё детство, во времена колхозов, между лесом и деревней были - поля. Распаханные, засаженные, удобряемые. Змеи эту преграду не переползали. А теперь поля заросли кустами и травой. Змеи, так получается, живут уже не в лесу, а прямо у нас под носом. В общем, что тут говорить - я за колхозы, пшеничные колосья на полях и - да, босоногое детство... Не будут змеи жить там, где весной идет плуг, а осенью - комбайн. А теперь они в заросшем поле буквально расползаются из-под ног».
Поддерживает нашу версию и Любовь Васильева из Поддорского района:
«Мы все разленились, да и не те стали сельчане - деревни зарастают травой в рост человека. Приехала я нынче в деревню Рябково весной, а там ещё с прошлого года такая трава, что не видно даже электроподстанции».
По поводу развала сельского хозяйства как главной причины нашествия змей я даже вступила в спор с нашим читателем Борисом Куликовым из деревни Теребуша Крестецкого района, но каждый так и остался при своем мнении.
Он убежден, что запустение здесь не причем - с уходом человека подрывается кормовая база практически всех животных. «Мой 23-летний опыт общения с природой говорит о том, что уходящий с территории человек заставляет уходить и многих животных и птиц, поскольку на возделанных полях размножается основной корм для них – мыши», - говорит Борис Николаевич. К слову, о нашествии змей он не беспокоится, его больше волнует иная проблема, которая может стать темой для нового материала: «Сегодня происходит что-то страшное - нет насекомых, опыляющих растения. Не гудят поля, кусты, огурцы... Одуванчик занимает основные позиции. Теряем разнотравье и разноцветье. Природа повторяет политику - однообразие и серость заполняют нашу жизнь», - переживает Куликов.
Но при всем нашем с Борисом Николаевичем жизненном опыте мы все же простые любители природы, а не специалисты. Что же ответят нам они?
Со своими вопросами я обратилась к зоологу, фотографу, журналисту Андрею Коткину и биологу, старшему научному сотруднику Валдайского национального парка Елене Литвиновой.
«Поскольку активность змей тем выше, чем выше окружающая температура, то понятно, что жаркие летние сезоны для них настоящее благо. Как для их самочувствия, так и для успеха их размножения. Выживает больше молодых змей – им требуются новые территории для расселения. Только с этим может быть связано появление их там, где прежде змей не видели. Вообще же змеи – существа строго территориальные, привязанные к тому месту, где живут и находят добычу, и если отнести их за пределы такой территории, они через некоторое время вернутся сюда. Имеющие территорию змеи охотой к перемене мест не отличаются, за исключением нескольких дней в году. В сентябре они сползаются со всей округи в зимовочную яму, которой пользуются многие поколения змей на протяжении десятков и более лет.
Обнаружение змей в новых местах можно также попытаться объяснить тем, что некто собирает их и разносит по улицам и домам, пугая сограждан. Такая своего рода мания. Появление «змеемана» теоретически допустимо, однако процент такой вероятности ничтожно мал. Думаю, в разы меньше, чем возможность появления пиромана.
Очень важно отметить, что все змеи привязаны к вполне конкретным местам обитания. И в первую очередь к тем, где водится подходящая для них добыча и есть укрытия. Так что если на окраине города и тем более во дворах развелось много мышей и к тому же растут непролазные кусты, там и сям валяются кучи бытового хлама, то расселяющиеся молодые гадюки охотно там поселятся и станут жить. Вы и знать про это не будете, пока однажды вас или вашего соседа, беспечно сунувшего руку в куст, не укусит небольшая змейка. Однако наведите порядок, уберите хлам, расчистите кустарник, дайте бой грызунам, и вы сведете такую вероятность к нулю. А нет – ну, что же, вините себя, а не змею, которая слепо повинуется природным инстинктам…»
«Я связываю появление змей на центральных улицах деревень, поселков, рядом с домами и на огородах (что было и в советское время!) с двумя явлениями - обезлюдиванием местности и «отвычкой» людей от природы, сменой деятельности людей в деревнях, сменой поколений, наконец, окончательной победой урбанизации как определяющего культурного начала жизни населения.
А область у нас ВСЕГДА была, есть и остается весьма гадюшной. Вся лесная зона, а особенно смешаных лесов, северо-запад России, это, можно сказать, её исконное место. В Новгородской же особенно лесисто, много подходящих биотопов-местообитаний для этого животного».
Фотограф Алекандр Кочевник, к которому я обратилась с просьбой проиллюстрировать материал, тоже высказал свою точку зрения. По его мнению, ничего плохого нет в том, что змеи появляются в деревнях: «Они - наши соседи, причём полезные. Если бы не они, полёвки и прочие мыши и крысы нас бы со свету сжили».
Какие змеи живут в Новгородской области?
«На Новгородчине можно встретить три вида змей: это гадюки и ужи, а также в некоторых районах теоретически могут встречаться такие интересные существа, как медянки», - рассказал нам Андрей Коткин.
Гадюка
«Самая многочисленная - обыкновенная гадюка. Она может быть серой, кирпично-рыжей, светло-коричневой и серо-голубоватой, но всегда с тёмным зигзагом вдоль спины, хотя часто попадаются и чисто-чёрные особи. Змея опасная, поскольку ядовитая. У нее ядовитые клыки, которые находятся спереди и складываются на верхней челюсти по принципу перочинного ножика. И пусть ее укус в 99,99% к смерти укушенного не приводит, особенно если медицинская помощь оказана правильно и вовремя, но на иммунитет влияет и чреват осложнениями (к сожалению, среди моих близких был печальный опыт, могу подтвердить, - О. Л,). Поэтому контакта с гадюками лучше избегать», - советует Андрей Владимирович.
«Окраска гадюк очень разнообразна, - подтверждает Елена Литвинова. - На болотах чаще совсем черные однотонные, в смешанных лесах более светлые серые, вдоль хребта, как правило, проходит зигзагообразная темная полоса. Встречаются гадюки бурого, светло-коричневого и красно-бурого цвета. И всё это один вид - гадюка. Просто разной масти».
Уж
«Ужики встречаются в наших краях намного реже. Обыкновенного ужа – любителя сырых мест, лягушек и мелкой рыбы – легко узнать по ярким желтым или оранжевым пятнам позади головы, которых никогда нет у чёрной гадюки», - просветил нас Андрей Коткин.
«Ужа - более южного, водолюбивого – у нас несопоставимо меньше, чем гадюки, - соглашается Елена Литвинова. - Хотя по Мсте, особенно горной, он довольно обычен. Можно его в счет не брать, мы его даже заносим в список нуждающихся в биологическом контроле, некоторые коллеги предлагали в охраняемые даже внести».
Медянка
Ну, если с новгородскими гадюками и ужами более-менее все понятно, то кто такие медянки? Где их можно встретить? Как выглядят, ядовиты ли? – засыпала я Андрея Владимировича вопросами. Вот она:
- Медянка у нас настолько редка, что любая встреча с ней расценивается как зоологическая сенсация. Но теоретически ее можно встретить (исключительно редко) лишь на самом юге области (Марёвский, Холмский, Демянский, Валдайский районы), где ученые проводят крайнюю северную границу ее ареала, - рассказал зоолог. – Но за всю свою жизнь я о таких встречах пока не слышал. Для человека она не ядовита, а для ящериц, которыми она исключительно и питается - да. Ее яд их парализует. Зубы с ядом находятся у нее в самом конце челюстей, и даже если медянка тяпнет вас за палец, она не раскроет пасть так широко, чтобы достать кожу человека.
Кстати, медянка – это также разновидность ужеобразных змей и не имеет никакого отношения к сказочной «змее медянке», в которую деревенские жители верят порой твёрже, чем в Господа Бога, и от укуса которой, якобы, человек помирает до заката, - добавляет Андрей Владимирович.
Правда о биологическом эксперименте
Мне не раз приходилось слышать слухи о том, что в 90-ые годы на территории Новгородской области проводился биологический эксперимент. Якобы по областному радио сообщили, что с самолета в новгородские леса сбросили каких-то новых змей. Эти змеи прижились, скрестились с местными, мутировали, стали агрессивными и пошли в наступление, - считают в народе. Что ж, держитесь, биологи! Рассказывайте о чудовищных экспериментах.
Андрей Коткин:
«Ни опровергать, ни подтверждать такую байку я как зоолог даже не собираюсь. Это первостатейная глупость, и никогда нигде в мире никто подобной ерундой не занимался. Змеи не бывают «более или менее агрессивны», они таковы, каковы есть, какими их создала природа. Если бы кому-то пришла в голову идея экспериментировать с выведением «злых» змей, у него не хватило бы на это ни средств, ни времени, да и задача эта лишена здравого смысла. Советую критически относиться к забавным голливудским поделкам типа «Анаконды» или «Змеиного полёта», где змеи не только целенаправленно бросаются на людей, но еще и визжат, верещат и чуть ли не рычат…»
Елена Литвинова:
«Об эксперименте с разведением гадюки для добывания яда я тоже слышала, но никаких документов не знаю. Лучше всего заказать архивный поиск, или в ЗИН РАН запрос сделать. Было это вроде бы южнее Ильменя, в Поддорском, Старорусском, Парфинском районах давно. А может просто шла добыча яда от наших местных гадюк, но так всё трансформировала молва. Трудно представить, как именно и зачем заселяли змей - их и так достаточно много. С недоверием отношусь к версии с самолетом - если не разобьется, то размножаться после такого стресса не станет точно».
Как вести себя при встрече со змеей? Чем грозит укус гадюки? Как обстоят дела с вакциной?
Андрей Коткин:
О гадюках. «Собирая в жаркую погоду ягоды и грибы, смотрите, куда тянете руку, и открывайте уши природным звукам. Прежде чем нанести укус, гадюка шипит, предупреждая о намерении, - советует Андрей Владимирович. - Тратить яд, предназначенный для охоты, она склонна лишь в крайнем случае. В жаркую погоду шансов повстречать змею больше, чем в прохладную и дождливую, когда она отсиживается в укрытии. Помните: змея боится вас не меньше, чем вы ее, и будет только рада возможности мирно разойтись. Встретили гадюку в лесу - не хватайтесь за палку, не гонитесь за ней. Просто обойдите ее кругом либо дайте уползти.
Об ужах и медянках. «Хотя и уж, и медянка – не ядовиты, я бы рекомендовал всем относиться к ним точно так же, как и к ядовитой гадюке: не ловить, не хватать, а обойти стороной и дать спокойно жить. Каждая змея имеет право на это хотя бы потому, что является звеном в экологической цепи, необходимым и важным компонентом природы, да еще (добавлю от себя) и ее украшением», - говорит Коткин.
Елена Литвинова:
«Относительно агрессивности гадюки - чистые сказки, суеверный страх, не более того, - уверена Елена Михайловна. - И ещё специфическое женское суеверие и мистифицирование. Встречаюсь с этими существами несколько раз в году, ни разу агрессии не наблюдала. Пару раз студенты гоняли гадюку, фотографировали, видела, как человек просто брал и поднимал её за хвост, и ничего, кроме упорного стремления убежать и спрятаться».
Кстати, фотографа Александра Кочевника гадюки кусали дважды, но никакой обиды по отношению к ним он не испытывает. Считает, что был виноват сам и делится с нами своим опытом:
«Гадюка - очень деликатная тварь. Она никогда сама не нападает на человека, а стремится тихо исчезнуть с глаз долой, как только почувствует опасность. Но если её заметили и пытаются преградить дорогу, она, прежде чем ударить, предостерегающе шипит. Но если её преследовать дальше, тогда защищается отчаянно и использует свой яд. Если кого и ужалила, это следствие невнимательности человека, если он наступил случайно, или сел на неё. Меня гадюка кусала дважды. Один раз в ногу, а через пару лет в руку. В обоих случаях виноват я. А нападать? Маловероятно! Природа очень экономна. Гадюке яд нужен для жизни, а нарабатывается очень медленно, поэтому змея понимает, что не сможет сожрать человека и зря тратить свою драгоценность не будет».
«Яд обыкновенной гадюки не очень сильный. Он вызывает боль, опухоль в месте укуса, подъем температуры, но через несколько дней обычно наступает выздоровление, особенно при использовании современных препаратов», - процитировала Елена Михайловна научную статью.
Увы, Елена Михайловна, мне лично пришлось видеть длительные страдания близкого человека, укушенного гадюкой, и последствия были серьезными. Видимо, потому, что не было в районной больнице не только современных препаратов, но и самой необходимой сыворотки.
Кстати, а как с ней обстоят дела сейчас? И как там с официальной статистикой? С этими вопросами я обратилась к руководителю департамента здравоохранения Галине Михайловой.
«Статистика по укусам, слава Богу, небольшая, около 10-15 случаев в год, - ответила Галина Васильевна. - Неснижаемый запас вакцины есть - cывороткой мы обеспечены по кличеству многолетних укусов. Кроме этого, есть резерв в Новгородфармации».
Однако, Галина Васильевна, от читательницы из Тесово-Нетыльского поступило тревожное письмо. По ее словам, на местной станции скорой помощи нет никаких вакцин-сывороток, чтоб сразу ввести при укусе. В итоге, пишет Ирина, укушенных детей везли в город, времени прошло больше двух часов, они потом лежали под капельницами, а в местной скорой дали только антигистаминное. «Необходимо выделить сыворотку в те населенные пункты, где действительно много змей», - убеждена Ирина.
В связи с этим просьба, Галина Васильевна, проконтролировать наличие сыворотки в районных больницах и сельских медпунктах. Мы будем рады опубликовать развернутый комментарий специалистов по этому поводу.
И, наконец, как обезопасить свой участок и дом от этих чудных созданий?
«Оставлять змею своей соседкой в населенном пункте или на дачном участке было бы неразумно, - говорит Андрей Владимирович. - В Австралии, где разнообразие смертельно ядовитых гадов значительно выше, чем где бы то ни было в мире, принято вызывать специальную службу в лице какого-нибудь местного Змеиного Джона.
Он приедет и за небольшую мзду, а то и просто так, выловит виновницу переполоха, отвезет ее подальше и отпустит в гущу буша, ласково глядя вслед. В нашей стране таких специалистов пока, мягко говоря, ну очень мало, поэтому каждый рассчитывает не на МЧС, а на себя. И даже я, любя змей, понимаю, что гадюка среди людей не имеет шансов выжить, и никого не виню в том…
Считаю, что лучший способ обезопасить свой участок от змей - окружить его мелкоячеистой сетчатой изгородью высотой хотя бы метр. Или пригласить змеелова для очистки участка, но в наших краях, повторюсь, такая услуга пока не предлагается (разве что у кого-то есть знакомый змеелов). С «кротовыми» отпугивателями можно поэкспериментировать. Гадюки хоть и менее нервные существа, чем кроты, но вибрацию почвы тоже ощущают хорошо. Лично я о таких способах не слышал, но попытка не пытка».
Опытом очистки участка от змей поделилась с нами и Елена Туркина, для которой змеи - больная тема: «У нас много лет были змеи на участке, вывели только тщательным покосом и уборкой всех завалов. Последние два года гости к нам не заползают».
Напоследок...
А напоследок мне хочется вновь процитировать Елену Литвинову, старшего научного сотрудника Валдайского национального парка, которая размышляет о природе наших страхов перед змеями.
«Человек городской окончательно утрачивает адаптацию к природе. Он её не знает, она представляется ему в силу этого однозначно враждебной, - считает Елена Михайловна. - Городской человек боится пить естественную воду, есть немытые ягоды, ходить босиком (вовсе не из-за змей, а просто потому что он нигде не ходит босиком, а тут колко, поверхность - не коврик в ванной, уже и страшно), просто ходить без дорог по полям и лесам, где нет направлений, но есть пространство, человек городской знает зверей из мультиков, которые встроены в его человеческую жизнь, и не понимает, что у зверей своя жизнь, нас в ней нет, или мы - угроза, но не пища. Даже для большого медведя».
Выражаю огромную благодарность в подготовке материала замечательному фотографу и знатоку тайн природы Андрею Коткину, чудесному фотохудожнику и философу Александру Кочевникову, отзывчивому биологу и очень хорошему человеку Елене Литвиновой, Константину Хивричу, Елене Туркиной и многим другим читателям, отозвавшимся на мои просьбы и вопросы, а также Людмиле Чугуновой за ее бодрящий коллаж!
Источник: Ваши Новости