Эксперимент "Н.Ф.Б.": по следам фестиваля им. Ф.М. Достоевского

26 ноября 2013 год, 10:44 - Культура
Эксперимент

Фестиваль Достоевского закончился. Официальные итоги подведены. Спектакль «Н.Ф.Б.» получил сразу две награды – «За лучшую режиссуру» и «За лучший спектакль». О том, что привело постановку питерского режиссера Искандэра Сакаева  к такому достижению, мы решили обсудить с актером, исполнившим роль Рогожина. Ярослав Янковский приехал работать в Новгородский театр из Владивостока, где закончил юридический факультет Дальневосточного государственного университета и актерское отделение Дальневосточной государственной академии искусств.

Ярослав, еще раз поздравляю тебя и всю команду «Н.Ф.Б.». Это заслуга не только режиссера, но и артистов. Были ли вы командой, и сколько пришлось работать над спектаклем?

Времени было не так много, как хотелось бы. Достоевский - это всегда очень сложный материал, который долго расшифровывается, предполагает глубокое копание, детальную работу. Любому актеру, особенно молодому, необходимо много времени для качественного результата. У нас был всего месяц. Но за этот короткий промежуток мы тяжелыми, изнурительными репетициями сумели выйти на достаточно неплохой результат. Едва ли не на втором показе мы смогли породить приятные впечатления у зрителей. Возможно, это и есть показатель того, что мы команда.

Стиль работы режиссера с артистами мне показался необычным. Тоталитарная хватка сыграла положительную роль?

Я думаю, что дело тут было не только в самом режиссере. Как и мы, Искандэр Рауфович находился в глубоком прессинге из-за сроков, большого объема работы, немного неординарного подхода к материалу. Ведь это не просто иллюстрация романа «Идиот», это - изъятие основной линии сюжета трех действующих лиц (Мышкина, Рогожина и Барашковой). Остальные лица были изъяты. Осталась только золотая жила романа. И пронести ее от начала до конца, не нарушив логики Достоевского, было непросто. У режиссера стояло очень много задач, которые нужно было решать быстро. Во-первых, чтобы мы сумели за короткое время понять, о чем нам нужно играть, что мы должны донести до зрителя. Во-вторых, текст нужно было знать едва ли не на второй репетиции, хотя актеры обычно запоминают слова не только вербальной, но и механической памятью, через закрепление движений на сцене. Предполагалась не только школа Станиславского, но и Мейерхольда – биомеханика. Нужно было воздействовать не только чувствами, но и телом. Таким образом, работали сразу два средства выражения – тело и душа. Хотя телесное выражение оказалось экстраординарным. В общем, режиссерская диктатура была, но был и элемент соавторства: каждый из нас что-то придумывал не только на сцене, но и в процессе домашней работы. Где-то нам удалось в споре отстоять свою находку, а где-то режиссер оказывался вдохновеннее. В результате у нас получился такой необычный спектакль.

Сцена на фестивале сильно отличалась от стационарной. Трудно даже назвать сценой выставочный зал Научно-культурного центра в Старой Руссе. Как вы справились с трудной задачей заполнения и оснащения этого помещения к спектаклю?

Действительно, на фестивальном показе многое было утрачено. Помимо нас действует еще музыка и свет. Если музыка осталась, то возможности для качественной работы со светом там просто не было. Еще не смогли вместить некоторые из наших декораций, на которых завязаны некоторые мизансцены. Выкручивались, как могли. Я думаю, у нас неплохо получилось.

Внутренне ожидали, что будет какая-то награда?

Лично я не мог ничего ожидать. Я был первый раз на таком фестивале. Мне удалось за день до выступления посмотреть спектакли Театральной мастерской Вахрамеевых (г. Барнаул) и Городского театра Лаппеенранты (Финляндия). Хотя общее впечатление от фестиваля у меня не сложилось. Нужно познакомиться со всеми спектаклями, чтобы дать какую-либо оценку.

В тот день состоялись показы немного нестандартных спектаклей по Достоевскому.

Да. Еще и поэтому мне трудно судить. И наш спектакль тоже в какой-то мере эксперимент. Знаешь, сейчас я сторонник классического подхода. Мне есть чему учиться. Я уделял внимание качеству работы самих артистов. Оно-то мне очень понравилось.

Как думаешь, фестиваль Достоевского должен продолжаться? Возможно, стоит что-то изменить в следующем году?

Фестиваль обязательно должен быть. В первую очередь это полезно для работников театров, которые принимают участие. Они могут показать уровень своей работы и познакомиться с работой других. Для театра нет ничего страшнее, чем культурная изоляция. А еще хорошо, что в этом фестивале могут побеждать не только столичные театры, а еще и провинциальные.

Беседовал Даниил Аравушкин

Источник: Администрация Великого Новгорода


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь