Фестиваль искусств "Русская музыка" продолжает мероприятия Года культуры

3 марта 2014 год, 14:45 - Культура
Фестиваль искусств

Фестиваль искусств «Русская музыка» Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского в этом году юбилейный, 45-й, и очень символично, что он проходит в рамках Года культуры. 1 марта 2014 года открыл фестиваль прославленный коллектив - Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета им. Леонида Якобсона.

Программа была составлена из хореографии XX и XXI веков: первое отделение «В темпе снов» - это премьера для новгородской публики одноактного балета в четырёх частях на музыку Сергея Прокофьева в  постановке Антона Пимонова (премьера состоялась в конце 2013 года в Санкт-Петербурге); во втором отделении исполнялись знаменитые хореографические миниатюры Леонида Якобсона из разных циклов.

Хореограф Антон Пимонов совместно с художником по костюмам Олегом Головко и художником по свету Евгением Гинзбургом поставил балетную композицию на музыку Второй сонаты для скрипки и фортепиано С.С. Прокофьева. Перед нами если не «сон золотой», то интересное путешествие в пространстве неоднозначного и просторного музыкального текста. «В темпе снов» смотрится последовательной хореографической иллюстрацией. Она настолько внутренне однородная и органичная, что даже при отсутствии чётко осмысляемой сюжетной линии, остаётся предельно понятной.

Тон – художественный, эстетический, эмоциональный – спектаклю задает, конечно, гениальная музыка Сергея Прокофьева. Дуэт скрипки и фортепиано, его противоречивая природа – лёгкое соперничество, но в то же время и плотная взаимная зависимость, во многом обусловили характер работы солистов Аллы Бочаровой и Антона Пыхачова. Они – мужчина и женщина – вечные и постоянные герои-фантомы неизведанного мира сна, пытаются преодолеть его тягучее пространство. Декорации заменяют пучки молочного света, искусно созданные Евгением Гинзбургом. С ними тонкая, детализированная хореография Антона Пимонова приобретает экспрессивные оттенки, иногда уводя от сиюминутной современности, взывая к образам искусства прошлого столетия.

Вторя музыкальным образам в движении, технике, композиции, художник по костюмам Андрей Головко развил тему лаконичного рационализма: артисты одеты в очень простые костюмы – футболки и штаны, легкие платья, некая балетная «прозодежда». Невозможно не сделать акцента на так называемом «кровавом подбое» - действительно, серовато-дымчатые платья танцовщиц и футболки танцовщиков зримо окантованы разными цветами, в том числе и красным. И в этом «сне» снова возникают видения прошлого, атлетически прекрасного, слегка чувственного, индивидуального лишь формально.

Второе отделение, очень красочную часть программы, составили всемирно известные хореографические миниатюры, поставленные в середине прошлого века Леонидом Якобсоном.

Несмотря на то, что номера были заимствованы из разных циклов, сценически им была придана форма единого спектакля. Статуарный полукруг в начале объединил всех разнородных персонажей, напоминая о тесной связи хореографии Якобсона с изобразительным искусством. Танец как будто рождается из неподвижного изваяния, чтобы затем вновь вернуться в прежнее состояние пластического покоя.

В этом смысле уже первый номер «Pas de quatre» (А. Ткаченко, А. Науменко, С. Смирнова и А. Игнатьева) на музыку В. Беллини из цикла «Классицизм-Романтизм» будоражит зрительский художественный опыт. Костюмы и музыка Беллини из оперы «Норма» взывают к заре европейского романтического балета, завоевывающего самостоятельность от парадных «великолепных спектаклей» классицизма. В то же время, экспрессия вызывает в памяти танцовщиц Эдгара Дега, а сцепленные в хороводе руки – к не менее знаменитой картине Анри Матисса «Танец». Удивительное внимание к проработке малейших хореографических деталей: тончайшая, тревожащая чувства работа рук, выразительная эмоциональность эстетических переживаний. Для этой миниатюры, как и для всех прочих, характерен драматизм в широком смысле. На основе свободной пластики происходит плавная трансформация форм классического балета в сторону танца.

По пути драматического балета ведет зрителя и миниатюра «Вестрис» на музыку Г. Банщикова из того же цикла. Героя ее можно отождествить со знаменитым танцором и мимом XVIII века Гаэтано Вестрисом, чье творчество созвучно поискам Леонида Якобсона. Исполнителю роли Владимиру Дорохину кроме виртуозной пластики необходимо было продемонстрировать сложную мимику, помноженную на драматический талант. В самом рисунке заложено бессловесное общение со зрителем. Надо ли говорить, как органично сочетается умеренная и тонкая хореография с эмоциональной выразительностью героя?

Цикл «Роден» уже буквально оживляет знаменитые скульптуры скандального (в свое время) художника: три миниатюры, три истории восходят к старинной традиции «живых картин». «Вечная весна», «Поцелуй» и «Вечный идол» на музыку К. Дебюсси стремятся к абсолютной ясности, лёгкости и чистоте движений. Плавное и нежное пластическое решение Леонида Якобсона в контексте цикла имеет внутреннее развитие: от «Вечной весны» - рассказа о двух влюблённых – Яне Чернорицкой и Михаиле Богомазове -, о молодом и свежем чувстве, к «Поцелую» - формам резко очерченным и зрелым в исполнении Светланы Смирновой и Артёма Пыхачёва, вплоть до «звучания» «Вечного идола»: томительная пластика движений, горячие и судорожные соединения рук, торжество взаимного притяжения, горячность чувств мужчины и женщины в исполнении Анны Науменко и Максима Ткаченко.

Завершалось выступление Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета им. Леонида Якобсона красочными миниатюрами из цикла «Жанровые зарисовки».

Пожалуй, самой искромётной и запоминающейся миниатюрой оказалась «Баба-Яга» в исполнении Андрея Гудыма, поставленной на музыку М. Мусоргского. Баба-Яга забыла пуанты в  своей избушке, зато всегда при ней незаменимая метла. В эксцентричной пластике, где гениальная музыка уже несколько отходит на задний план, важен характер и поэтический сюжет.

В конце концов, анализировать наследие великого балетмейстера сегодня немного наивно. Важно, что в молодой труппе театра его имени традиции бережно сохраняются и доносятся до публики.

Источник: Администрация Великого Новгорода


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь