Создание Центра реставрации монументальной живописи, который расположится на территории Антониева монастыря, станет важным этапом в возрождении новгородской школы реставрации
Вопрос о создании в Новгороде Центра реставрации был инициирован областными властями во время подготовки к празднованию 1150-летия основания Великого Новгорода. Целесообразность создания Центра на базе Новгородского музея, осуществляющего хранение пятнадцати памятников древней архитектуры с монументальной живописью, а также обладающего самой большой в стране коллекцией фрагментов монументальной живописи, обсуждалась совместно с ведущими российскими реставраторами, искусствоведами, представителями Церкви и общественными деятелями.
Создание Центра реставрации – итог планомерной и целенаправленной работы Губернатора Новгородской области Сергея Митина по привлечению внимания официальных лиц к проблеме сохранения и реставрации объектов культурного наследия: с 2006 года на всех официальных заседаниях при Аппарате Правительства РФ, Комиссии по сохранения культурного наследия руководителем области поднимался этот вопрос. В результате 18 сентября 2009 года вышел документ «Перечень поручений по итогам совместного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации и Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству», утверждённый 3 октября 2009 года Президентом России. Одним из поручений стало рассмотрение вопроса о создании в исторических центрах Российской Федерации государственных реставрационных центров, осуществляющих научно-исследовательскую, образовательную и производственную деятельность.
Новгородский Центр реставрации планируется разместить на территории Антониева монастыря, в целях развития совместно с Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого общего образовательного гуманитарного процесса с использованием мощного духовного и культурного потенциала региона.
Архитектурные памятники Великого Новгорода уже давно имеют мировую славу, однако особую известность они получили после 1945 года, когда большинство из них, серьёзно пострадавших в годы Великой Отечественной войны, было возрождено в результате невиданного ранее размаха реставрационных работ. По сути – это редкий пример восстановления из руин одного из древнейших исторических городов России.
Основной объём исследовательских и проектных работ, наряду с видными специалистами из других организаций, выполняла Новгородская проектная мастерская. В 1947 году она получила собственную производственную базу и потому стала называться Новгородской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Так родилась школа Новгородской реставрации, охватывающая несколько направлений: реставрация каменного и деревянного зодчества, реставрация монументальной живописи, а также разработка своих основных методических приёмов реставрации.
Сначала, в середине 1940-х годов на руинированных памятниках для предотвращения дальнейшего разрушения проводились противоаварийные консервационные мероприятия (устройство кровель, закладки пробоин и т.д.). Параллельно осуществлялись работы по разборке завалов и выемке фрагментов фресковой живописи с последующей обработкой и складированием. В конце 1940-х - начале 1950-х годов начинается процесс восстановления руинированных памятников, проводятся работы по реставрации сохранившихся в них композиций монументальной живописи, а также начинаются работы по подборке в композиции найденных фрагментов фресковой живописи. С конца 1950-х годов в Новгородской области начинается активная работа по спасению сохранившихся памятников народной деревянной архитектуры. Высокая общая оценка качества новгородской реставрации нашла отражение в специальной литературе. Фотографии памятников, модели и чертежи реконструкций их древнего облика изданы во многих книгах и альбомах, экспонировались на всесоюзных и международных выставках, посвящённых культуре Древней Руси.
С началом 1990-х годов новгородская реставрация оказалась в трудной ситуации: ушли из жизни наиболее видные реставраторы, сократилось государственное финансирование. Однако работы по спасению памятников не прекратились, хотя сам процесс реставрации и подходы к нему стали меняться. Началось активное внедрение иногородних организаций со своими методиками, не всегда совпадающими с традиционными новгородскими подходами к реставрации древних памятников. Новгород забил тревогу о необходимости возрождения Новгородской школы реставрации. И первым этапом на этом пути должно стать создание Центра реставрации монументальной живописи, одного из важных направлений общего процесса реставрации новгородских храмов.
Источник: Правительство Новгородской области