На заседании Правительства Новгородской области представлена Концепция наградной политики, которая будет способствовать совершенствованию региональной наградной системы
Государственная наградная политика включает в себя ряд принципов. Среди них главные - строгое соблюдение последовательности очередности, награждения; тщательный подход при отборе кандидатур с учетом конкретного личного вклада награждаемого и другие.
Существующий в области подход к награждению не в полной мере соответствует современным требованиям объективного поощрения граждан и нуждается в совершенствовании, что говорит об актуальности вопроса о разработке концепции. Процесс награждения носит отчасти хаотичный характер, не имеется достаточных критериев и механизмов объективной оценки заслуг награждаемых. Нередки случаи, когда критерием для представления к наградам являются профессиональные праздники, юбилеи и прочие поводы (60% награжденных в области награждены в связи с юбилеями и праздниками).
Для построения эффективной системы награждения комитет предлагает в основу наградного процесса поставить следующие принципы, которые в полной мере сочетаются с принципами государственной наградной политики: вознаграждение за личные заслуги; последовательность награждения (соблюдение иерархии наград, награждение «от низшей награды к высшей»); соответствие вида награды характеру и степени заслуг гражданина перед областью, перед государством; очередность награждения (соблюдение срока перед очередным награждением); равенство в соотношении количества награждаемых за заслуги в экономической, социальной и иных сферах деятельности; принцип соотношения количества руководителей и специалистов, представляемых к награждению (1:5).
Анализ документов лиц, представляемых к награждению областными наградами, показывает, что количество представлений к награде с каждым годом увеличивается. В 2011 году - на 10%, в 2012 году – на 20%, в 2013 году – на 27 % по сравнению с предыдущим годом. При этом из числа представленных наградных документов только 73% соответствуют требованиям, предъявляемым нормативно-правовыми актами о наградах.
Предлагаем инициировать представление к награде за «сверхисполнение», т.е. результаты деятельности, превосходящей обычные требования, установленные должностными инструкциями и регламентами.
Анализ наградных документов показывает, что только около 50% представляемых к награждению имеют награды начального уровня (награды предприятий, организаций, муниципальные награды). Поэтому комитет предлагает воздерживаться от представления к областным наградам граждан, заслуги которых ранее не были отмечены руководителями предприятий и организаций, в которых они работают, и не были отмечены муниципальными наградами.
Концепцией предлагается установить минимальные сроки между награждениями – не ранее чем через 3-5 лет после предыдущего и исключительно за новые заслуги.
Внимание уделено такому принципу наградной политики, как равенство в соотношении количества награждаемых за заслуги в различных сферах деятельности. В настоящее время наблюдается своеобразный перекос: около 70% награждаемых являются работниками социальной сферы (здравоохранение и образование). Продуманная политика награждения ведется в департаменте сельского хозяйства, департаменте образования. В других отраслях награждение носит чаще хаотичный характер – как правило, к юбилеям и профессиональным праздникам.
Для устранения перекосов в награждении областными наградами и повышения мотивации работающих в каждой отрасли, предлагается установить ориентир – 1 % от числа работающих в отрасли, по примеру государственной наградной политики (1 награждаемый к 1000 работников).
Например, в торговле порядка 27000 работающих граждан, значит, к областным наградам могут быть представлены 270 человек. В ЖКХ работает 17000 человек, значит, к награде могут быть представлены 172 человека.
При этом произведенный расчет (1% граждан от количества работающих в каждой отрасли), показывает, что общее число наград останется на уровне среднего годового – 2000 наград в год (по итогам 2011-2013 гг.).
При представлении к наградам любого уровня соотношение в общем числе награждаемых должно быть: на 1 руководителя 5 специалистов. В настоящее время в области это соотношение составляет 1:3. Согласно государственной наградной политике приоритет в представлении к награждению отдается специалистам.
Таким образом, предлагается системный подход, устанавливающий механизм оценки представляемых к награждению, элементами которого являются:
- оценка личного вклада и высоких результатов в работе, в том числе оценка личных достижений в определенной отрасли (сфере деятельности);
- оценка соотношения количества работающих в каждой отрасли (сфере деятельности) и количества представленных к награде;
- оценка соотношения количества представленных к награде руководителей и специалистов в соответствующей отрасли (сфере деятельности).
Принятие предлагаемой концепции позволит систематизировать наградную деятельность и упорядочить наградной процесс; построить наградную систему на основе иерархии наград, повысив ценность и значимость наград Новгородской области; использовать наградную систему как механизм стимулирования деятельности для решения экономических и социальных задач.
Источник: Правительство Новгородской области