29 мая 2014 год, 14:0828 мая режиссер-постановщик Сергей Гришанин вместе с актёрским составом спектакля «Алые паруса» встретился со студентами отделения журналистики НовГУ.
С самого начала встреча стала нести агрессивный характер. Режиссёр поинтересовался, сколько человек из всех присутствующих было на спектакле «Алые паруса», которым завершился очередной сезон в театре. Вслед за обозначением количества зрителей, а их было всего десять, в аудитории раздались первые неодобрительные отзывы.
Попытка преобразовать классику на современный лад, по мнению студентов, не увенчалась успехом. Неуместными показались такие выражения, как «твой отец дебил» и «ты дура тупая». Учитывая то, что на спектакль пришли родители с детьми, разврат и «трактир в форме борделя» не показались начинающим критикам высшим театральным пилотажем. Единственным лучом в этом тёмном царстве критики стала Кристина Жеребор, исполнительница роли Ассоль.
Удар держала народная артистка РФ, актриса театра драмы Лилия Сергеева.
- Во-первых, ребята, это же сказка! Сказка для подростков. А отношение такое, как будто какое-то серьёзное, тяжёлое, идеологическое произведение. Это сказка, ни больше и ни меньше. А усилия, которые были потрачены на критику, на отзывы колоссальны. Это как передвигать спичечный коробок, прилагая при этом такие усилия, если бы вы толкали автомобиль.
Что касаемо возрастного ограничения нашего спектакля и неуместности подобных речей, подобного поведения при «детях». Все эти ограничения, можно/нельзя, что смотрят по телевизору и видят на улице, о чём разговаривают подростки, мат, пиво и всё прочее. Сцена не должна быть дистиллированной. Мы живём в это время. Должно быть какое-то отражение. Я прочитала отзыв молодого человека, и у меня сложилось впечатление, что пишет старая совковая тётка с тяжёлым житейским опытом, причём с отрицательным опытом.
В полемику вступил и сам режиссёр:
- Я умышленно делал с художником два мира: мир сегодняшний с семечками, с пивом, с девочками и мир чистый, мир Ассоль. И куда нужно стремиться? К мечте, к чистому? Или же существовать вот в этой грязи?
«Можно рассуждать на уровне нравится/не нравится, на уровне колбасы, а можно копнуть глубже. Если у мамы в жизни трактир, и у тех людей, которые приходят в этот трактир, никакого будущего нет, дети не видят ничего кроме пьяных лиц. Наше поколение так и растёт. А есть мечта. Есть девочка с мечтой. И человек, который воплотил эту мечту, который взял и воплотил», - добавил он.
Театралы пытались объяснить студентам, что меньше всего их целью было вылить грязь и пошлость на зрителей. Посыл спектакля заключался в том, чтобы показать мир реальный, грязный, пусть и вульгарный где-то, но такой какой он есть и мир мечты, полёта, чистый мир. И любовь есть не только у Ассоль, любовь есть везде, и в этом «мире с семечками и пивом» она тоже есть.
В разговор вмешалась Татьяна Каминская, завкафедрой журналистики. Она попросила театралов объяснить студентам-рецензентам, что такое газетный мир и что он требует от критика.
«Есть две противоположные стороны. Плохой журналист работает в жёлтой прессе. Пишет дешёвенькую интрижку. А ведь на позитиве можно сделать гораздо больше. Когда журналист пытается показать лучшее, он пытается заинтересовать читателя, это профессионал. «Желтизна» никому не интересна и скучна», - говорит Сергей Гришанин.
Лилия Сергеева пыталась донести свою точку зрения. Она утверждала, что для начала нужно похвалить, а потом можно и поругать. Актриса обратила внимание на молодых актёров, позабытых в вихре дискуссий и споров.
- Кристина Жеребор играет первый год в театре. У неё удивительное амплуа лирической героини. Последние десятилетия такие не рождаются. Их просто нет. В душе светло, нет ни напыщенности, ни фальши, только чистота. Сейчас таких девушек, выпускаемых из учебных театральных учреждений, практически нет. Играть Джульетт практически некому. Их начинают играть девушки-унисекс.
(Кристина закончила Красноярскую государственную академию музыки и театра. Сергей Гришанин нашёл молодых актёров Ярослава Янковского и Анну Кондрашину на молодёжном фестивале в Ярославле «Будущее театральной России»).
«Когда тратишь какие-то силы, не хочется, чтобы всё было так. Замечания? Пожалуйста! Но не злопыхательства. Не с зубным скрежетам писались рецензии. Чтобы нормальный диалог был», - сказала Лилия Сергеева.
«Многие журналисты перед началом спектакля или во время репетиций мне говорят: «Можно у вас взять интервью?». Конечно можно. Я их спрашиваю, а что они собираются брать? Вы с пьесой знакомы? Вы ее читали? Не ну я же интервью пришёл брать. Прежде чем идти брать интервью, вы должны познакомиться с самой драматургией, поприсутствовать на репетиции и понять что происходит. Надо понять что делает режиссёр, что он хочет показать, чего он добивается. А когда приходят и говорят, что просто хотят взять интервью по поводу спектакля, ничего при этом не узнав ни о спектакле, ни о театре вообще, я считаю, это непрофессионально. Пренебрежительное отношение к тому что создает коллектив театра», - Сергей Гришанин.
В итоге студентов пригласили в драмтеатр на репетиции.
Если вы захотите составить собственное мнение о премьере театра драмы, то можете это сделать 8 июня в 18:00.
Фото 1: Алексей Мальчук, фото 2-3 - автора; Кристина Жеребор - сайт театра.
Источник: Ваши Новости