Великий Новгород – Ивановке: новый старт
В России есть всего два места, где Сергей Васильевич Рахманинов чувствовал себя дома – это Новгородская земля и тамбовская усадьба Ивановка. Практически всё, что было связано с его детством и творческой зрелостью, уничтожили время и люди. Но они же и воссоздают зримую память о великом русском композиторе. Так, разрушенная еще в годы Гражданской войны Ивановка сейчас стоит на своем месте, будто сто лет назад. И вот туда впервые за 40 лет приехали новгородские музыканты с концертом.
В августе, когда летнее небо по-особенному звездное, в парке Музея-усадьбы «Ивановка» звучит живая музыка в масштабном фестивале. Это был 19-й концерт в истории фестиваля, и длился он с 18.00 до 01.00, вобрав в себя классическую и народную музыку, джаз, эстраду. Открывали же «Звездную ночь» музыканты, которых хорошо знают в Великом Новгороде – Михаил и Софья Корноуховы, Любовь Макуха, Елена Бабий и Елена Краснова.
А пригласили новгородский «звездный десант» после участия директора Дома музыки им. С.В. Рахманинова Татьяны Дегтяревой в Первом Научном собрании в Ивановке. Тогда был озвучен проект интерактивного музея, сейчас при содействии директора «Ивановки» Александра Ермакова на Тамбовской земле были представлены и творческие силы родины Рахманинова.
- Слушатели приезжали из разных районов Тамбовской области. Только из одного Борисоглебска приехал целый автобус. Были гости из Москвы и других городов. Всего более 250 человек на небольшой территории сада, - рассказывает Татьяна Дегтярева.
Автор концертной программы, профессор Михаил Корноухов сначала хотел остановиться на произведениях С.В. Рахманинова и А.С. Аренского. Но потом подумал, что Рахманинов достаточно часто звучит в усадьбе, и включил произведения зарубежных композиторов от Листа до Гершвина. Но не все из задуманного удалось исполнить, слишком масштабная фестивальная акция развернулась в Ивановке. В центре программы всё же остались романсы Рахманинова, которые не часто исполняют в силу их сложности. Кроме творческого вдохновения, усадьба пробудила в музыкантах и исследовательский интерес.
- Для меня это открытие, как в деталях, так и чем-то глобальном, - рассказывает Михаил Корноухов. Атмосфера Ивановки необычайно светлая, чистая, умиротворенная. Сразу ясно, что лирические романсы – «Сирень», «У моего окна», «Здесь хорошо» совершенно точно написаны здесь. А новгородская линия – трагический надлом, связанный с колокольностью, набатностью, с темой Dies Irae, Всё, что трагическое в его творчестве, уходит корнями в Новгородскую землю.
Гости увидели рабочий стол Сергея Васильевича Рахманинова. На нем было всего две фотографии.
- Я специально еще уточнил у директора музея, насколько можно верить этой обстановке, - продолжает Михаил Корноухов. – Александр Иванович ответил, что совершенно точно всё воссоздано. Есть воспоминания гувернантки, различных слуг. Так вот, для меня это очень показательно – на столе были фотографии матери, Любови Петровны из Новгорода и Петра Ильича Чайковского. Всё-таки эта связь с Новгородом была на протяжении всей жизни композитора. А Чайковский был для него идеалом в композиторском искусстве.
Кстати, и отец Рахманинова, Василий Аркадьевич незадолго до смерти приехал в Ивановку. Здесь же трагически ушел из жизни в 1916 году и похоронен на территории усадьбы. Точнее, первоначально он был погребен в фамильном склепе Сатиных при храме приблизительно в 5 километрах от усадьбы. Но беспощадные 20-е годы оставили от этого места одни руины, и во время восстановления Ивановки директор принял решение перезахоронить останки на территории музея.
Как рассказала Татьяна Дегтярева, в усадьбе есть еще одно место, напоминающее о трагическом эпизоде отечественной истории. Деревья с кривыми стволами, которые называют «танцующими». Эти клены выросли на костях, на месте, где в Гражданскую было расстреляно и изрублено огромное количество людей, включая детей и стариков.
Но, несмотря на тягостные и скорбные размышления, на которые наводят некоторые места усадьбы Рахманинова, все участники фестиваля отмечают удивительную энергетику. В такой обстановке наедине с природой нельзя было не писать музыку. И нам известны фотографии, на которых Сергей Васильевич запечатлен за работой в беседке на холме. Сейчас эта беседка восстановлена. А Михаил Корноухов там попробовал писать статью к юбилею Кабалевского и его творческих связях с Новгородом для московского журнала. Подтверждает: все там способствует активному творчеству.
- Директор музея был к нам подчеркнуто доброжелателен, - отмечает Михаил Корноухов. – Он очень гостеприимный хозяин. Обедали мы в столовой, в которой собиралась семья Сатиных-Рахманиновых. Очень вкусные, фантастические блины. Я как человек, который сам любит готовить, могу предположить, что в тесте много яиц.
Другой же важной частью встречи было обсуждение планов сотрудничества. Александр Иванович Ермаков несколько лет назад приезжал в Великий Новгород с предложением поделиться опытом по восстановлению Ивановки, который мог бы пригодиться для Онега. Но отклика не встретил. Сейчас уже воспоминания о семье Рахманиновых, которые можно было получить от живых людей, практически исчерпались. Всё, что остается, это документы и скромные артефакты. Лишь объединив усилия, проведя линию между двумя ключевыми точками, можно продолжать восстанавливать картину жизни и творчества Рахманинова в России.
- Ивановка хочет сотрудничества с Великим Новгородом, у нас есть силы, у нас есть, что рассказать, - отмечает Татьяна Дегтярева. - Нам предлагают сотрудничество в редакционной деятельности. Ежегодно музеем издается множество альманахов, книг, сборников статей. Планируется сделать регулярными Научные собрания для того, чтобы выявлять одаренную молодежь, которая работает в рахманиновском направлении. Благодаря систематической работе, они могут публиковаться и выходить к широкому научному сообществу со своими открытиями, исследованиями. Ивановка хочет объединить силы и делать одно большое дело.
Так, в издательстве Музея-усадьбы опубликовала свою книгу новгородка Марина Михеева. Она описала весь комплекс документов «петербургского архива» Рахманинова. В книге приведены ноты романсов Аркадия Рахманинова, деда Сергея Васильевича. Среди них есть и «Сон» на стихи Гейне в переводе Алексея Плещеева. Одноименный романс Рахманинова, строчка из которого «И у меня был край родной…», стал визитной карточкой новгородских музыкантов и рахманиноведов.
В творческом аспекте уже сейчас от директора музея поступило предложение об участии в Международном фестивале имени С.В. Рахманинова. Любовь Макуху пригласили в качестве члена жюри на Международный вокальный конкурс. А сам Александр Иванович Ермаков обязательно приедет в Великий Новгород в ноябре на творческую встречу. Также в гости мы будем ждать тамбовских музыкантов и реализации различных концертных проектов, которые откроют для нас новые страницы творчества Сергея Васильевича Рахманинова и его семьи.
Виктория Одинцова
Источник: Администрация Великого Новгорода