Единственной в области мастерице древнего плетения некому передать свое искусство

15 февраля 2012 год, 15:10 - Культура
Единственной в области мастерице древнего плетения некому передать свое искусство

Всё началось со старой книги

Дом Нины Михайловны Бариновой похож на мастерскую. Живёт она в деревне Сушилово Боровичского района. Ей нипочём дом срубить, печь сложить, забор поставить. А вот коклюшное кружево – это для души. Барабан, на котором собственно и происходит рождение кружев, стоит в самом центре и занимает, чуть ни полкомнаты. А всё началось с того, что в руки Нины Михайловны лет десять назад попала книжица дореволюционных времён, в которой и была описана древняя техника плетения коклюшных кружев.

– В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки, – объясняет Нина Михайловна.

Сначала она пыталась найти в области мастериц, кто показал бы на деле, как это всё происходит. Не нашла. Сама соорудила барабан-подушку, заказала коклюшки, запаслась булавками и самостоятельно приступила к изучению древней техники плетения.

– Мне, наверное, это было проще, чем кому-либо. Потому что я и шить умею, и вяжу, как крючком, так и спицами. А потом, мне это было очень интересно. Кружево меня заворожило! А главное, оно не требует дорогостоящей пряжи, только нити.

Оберег от сглаза

Любопытно, что первое упоминание о русских кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. Носили кружева в древней Руси не только как украшение. По кружеву можно было определить сословие, к какому принадлежал человек, род занятий. Но главное кружево на Руси принято было использовать как оберег, который защищал человека в самых уязвимых (открытых) местах: шея, голова, руки. Каждый узор и цвет имел свое значение.

В разных местностях кружево приобретало свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки – дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.

Конечно, золотых нитей у Нины Михайловны нет, равно как и серебряных. Нити обыкновенные. Но от этого узоры не менее привлекательны. А о заработке Нина Михайловна меньше всего думала, когда стала изучать древнюю технику плетения.

– Сначала надо изготовить «сколку» - рисунок на бумаге. Он прикалывается к барабану булавками. Кроме линий узора на сколке видно множество точек, куда втыкаются булавки, – объясняет мастерица.

От булавок тянутся нити, навитые на деревянные палочки - коклюшки - главный рабочий инструмент кружевницы. Плетение тонких, нарядных коклюшечных кружев - работа непростая, требующая терпения и желания, соответствующих инструментов и навыков.

На каждую нить – своя коклюшка. Иные узоры требуют не менее ста коклюшек!

Узоры, какие были в книге, мастерица переняла все. Теперь ищет их, где может, и как может. В газетах, в журналах, открытках. Заказывает через знакомых.

– Есть брюльские кружева, рязанские, вологодские. Каждая местность привносит свои узоры. Вот потеплеет, в Москву поеду. Наверняка там есть центры или магазины, где можно купить нужную литературу…

«Мечтаю передать мастерство»

Коклюшки – главная ценность для мастерицы. И главная проблема. Их не купишь, надо заказывать. И опять-таки, надо знать, где заказать, надо иметь деньги. А, какие деньги у пенсионерки?

– Больше всего мне обидно, что со мной уйдёт в небытие и эта техника древнего плетения русских кружев. Во всяком случае, для боровичан. Что я не смогу никому передать то, что умею. Я обращалась в администрацию нашего Сушиловского поселения. И девчонки находятся, кто хотел бы научиться. Но ведь надо помещение, надо коклюшки. Словом, надо приложить определённые усилия, чтобы всё это организовать. Самой мне не потянуть. Вот и получается, никому это не надо, кроме меня, - огорчается Нина Михайловна.

А между тем это всегда было весьма прибыльным делом. К началу 19 века в России сложилось 17 основных центров кружевоплетения. В каждом - свои оригинальные и разнообразные узоры, связанные с местными обычаями и обрядами. В конце 19 века мастерские Вологодской земской управы открыли кустарный склад в Лондоне. Кружево экспортировалось во многие страны мира, даже в Южную Америку и Японию. Особенно было распространено вологодское кружево, где линии орнамента плавны, текучи, мягко изгибаются. И всей этой техникой владеет наша землячка.

И сейчас русское кружево имеет мировую известность, вот только мастериц в России по пальцам можно сосчитать. И одна из таких кружевниц живёт у нас.

Лариса Ильина, ведущий методист Дома народного творчества в Великом Новгороде:

– Была у нас такая мастерица в Великом Новгороде. Но она давно отошла от этой работы. Просто замечательно, что в Боровичском районе есть такая кружевница. Вы нас приятно удивили! Безусловно, надо сделать всё возможное, чтобы развить это плетение кружев на Новгородчине. Мы готовы Боровичскому району помочь! Очень важно сохранить, а ещё лучше развить технику древнего плетения кружев на нашей земле.

Валентина Ренина, заведующая отделом образования администрации Боровичского муниципального района:

– Странно, что раньше я ничего не слышала об этой мастерице. Если Нина Михайловна готова и в силах вести кружок коклюшного плетения кружев, наш отдел сделает всё для этого.

Так что есть надежда, что боровичане скоро смогут освоить древнее мастерство плетения коклюшного кружева. Может, для кого-то это рукоделие станет делом всей жизни.

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь