Единственной в области мастерице древнего плетения некому передать свое искусство
Всё началось со старой книги
Дом Нины Михайловны Бариновой похож на мастерскую. Живёт она в деревне Сушилово Боровичского района. Ей нипочём дом срубить, печь сложить, забор поставить. А вот коклюшное кружево – это для души. Барабан, на котором собственно и происходит рождение кружев, стоит в самом центре и занимает, чуть ни полкомнаты. А всё началось с того, что в руки Нины Михайловны лет десять назад попала книжица дореволюционных времён, в которой и была описана древняя техника плетения коклюшных кружев.
– В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки, – объясняет Нина Михайловна.
Сначала она пыталась найти в области мастериц, кто показал бы на деле, как это всё происходит. Не нашла. Сама соорудила барабан-подушку, заказала коклюшки, запаслась булавками и самостоятельно приступила к изучению древней техники плетения.
– Мне, наверное, это было проще, чем кому-либо. Потому что я и шить умею, и вяжу, как крючком, так и спицами. А потом, мне это было очень интересно. Кружево меня заворожило! А главное, оно не требует дорогостоящей пряжи, только нити.
Оберег от сглаза
Любопытно, что первое упоминание о русских кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. Носили кружева в древней Руси не только как украшение. По кружеву можно было определить сословие, к какому принадлежал человек, род занятий. Но главное кружево на Руси принято было использовать как оберег, который защищал человека в самых уязвимых (открытых) местах: шея, голова, руки. Каждый узор и цвет имел свое значение.
В разных местностях кружево приобретало свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки – дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.
Конечно, золотых нитей у Нины Михайловны нет, равно как и серебряных. Нити обыкновенные. Но от этого узоры не менее привлекательны. А о заработке Нина Михайловна меньше всего думала, когда стала изучать древнюю технику плетения.
– Сначала надо изготовить «сколку» - рисунок на бумаге. Он прикалывается к барабану булавками. Кроме линий узора на сколке видно множество точек, куда втыкаются булавки, – объясняет мастерица.
От булавок тянутся нити, навитые на деревянные палочки - коклюшки - главный рабочий инструмент кружевницы. Плетение тонких, нарядных коклюшечных кружев - работа непростая, требующая терпения и желания, соответствующих инструментов и навыков.
На каждую нить – своя коклюшка. Иные узоры требуют не менее ста коклюшек!
Узоры, какие были в книге, мастерица переняла все. Теперь ищет их, где может, и как может. В газетах, в журналах, открытках. Заказывает через знакомых.
– Есть брюльские кружева, рязанские, вологодские. Каждая местность привносит свои узоры. Вот потеплеет, в Москву поеду. Наверняка там есть центры или магазины, где можно купить нужную литературу…
«Мечтаю передать мастерство»
Коклюшки – главная ценность для мастерицы. И главная проблема. Их не купишь, надо заказывать. И опять-таки, надо знать, где заказать, надо иметь деньги. А, какие деньги у пенсионерки?
– Больше всего мне обидно, что со мной уйдёт в небытие и эта техника древнего плетения русских кружев. Во всяком случае, для боровичан. Что я не смогу никому передать то, что умею. Я обращалась в администрацию нашего Сушиловского поселения. И девчонки находятся, кто хотел бы научиться. Но ведь надо помещение, надо коклюшки. Словом, надо приложить определённые усилия, чтобы всё это организовать. Самой мне не потянуть. Вот и получается, никому это не надо, кроме меня, - огорчается Нина Михайловна.
А между тем это всегда было весьма прибыльным делом. К началу 19 века в России сложилось 17 основных центров кружевоплетения. В каждом - свои оригинальные и разнообразные узоры, связанные с местными обычаями и обрядами. В конце 19 века мастерские Вологодской земской управы открыли кустарный склад в Лондоне. Кружево экспортировалось во многие страны мира, даже в Южную Америку и Японию. Особенно было распространено вологодское кружево, где линии орнамента плавны, текучи, мягко изгибаются. И всей этой техникой владеет наша землячка.
И сейчас русское кружево имеет мировую известность, вот только мастериц в России по пальцам можно сосчитать. И одна из таких кружевниц живёт у нас.
Лариса Ильина, ведущий методист Дома народного творчества в Великом Новгороде:
– Была у нас такая мастерица в Великом Новгороде. Но она давно отошла от этой работы. Просто замечательно, что в Боровичском районе есть такая кружевница. Вы нас приятно удивили! Безусловно, надо сделать всё возможное, чтобы развить это плетение кружев на Новгородчине. Мы готовы Боровичскому району помочь! Очень важно сохранить, а ещё лучше развить технику древнего плетения кружев на нашей земле.
Валентина Ренина, заведующая отделом образования администрации Боровичского муниципального района:
– Странно, что раньше я ничего не слышала об этой мастерице. Если Нина Михайловна готова и в силах вести кружок коклюшного плетения кружев, наш отдел сделает всё для этого.
Так что есть надежда, что боровичане скоро смогут освоить древнее мастерство плетения коклюшного кружева. Может, для кого-то это рукоделие станет делом всей жизни.
Источник: Ваши Новости