2 марта 2015 год, 12:59«Но прежде всего, что бы мы ни делали и какие бы планы ни строили, мы должны, безусловно, обеспечить наши социальные обязательства, их выполнение обеспечить. Мы с вами знаем, что это всё абсолютно реализуемо, нет никаких сомнений в том, что мы это сделаем». (В. В. Путин, совещание с членами Правительства 21 января 2015 года. Московская область, Ново-Огарево).
Совсем недавно первый вице-губернатор Вероника Минина, анонсируя разработку антикризисного плана Правительства, заявила, что при сокращении бюджета чиновники начнут с себя. Давайте же теперь посмотрим на цифрах, как новгородские чиновники начали сокращать расходы «с себя». 25 февраля Новгородская областная Дума одновременно с пакетом антисоциальных законов, лишивших пожилых социального проездного, бесплатного зубопротезирования, родителей - компенсации платы за детский сад, а первоклашек - бесплатного молока, рассмотрела вопрос о сокращении расходов на «планируемое повышение заработной платы работникам госорганов и областных учреждений на 5,5% с 1 октября 2015 года».
В результате несложных манипуляций с сокращением/увеличением бюджетных расходов получилось следующее:
- содержание губернатора С. Г. Митина (зарплата с отчислениями в социальные фонды) уменьшилось по сравнению с первоначально принятым бюджетом с 2 миллионов 853 тысяч рублей до 2 миллионов 815 тысяч рублей или на 1%;
- на заместителях губернатора сэкономят все тот же 1% , их содержание уменьшено с 17 миллионов 706 тыс. рублей до 17 миллионов 469 тыс. рублей;
- председатель Новгородской областной Думы также как и депутаты в кризис материально не пострадают. Расходы бюджета на спикера и народных избранников уменьшены на пресловутый 1%.
На деле тезис «начнем с себя» оказался фальшивкой. «Сокращение расходов на зарплаты чиновникам оказалось символическим». Чиновники начали вовсе не с себя, а с детей, многодетных семей, малоимущих граждан, пенсионеров.Вместо существенного уменьшения расходов на зарплату губернатору и его замам, на содержание областной Думы и Правительства Новгородской области, на автопарк и пиар приняли решение «резать по-живому» - лишить новгородцев социальных льгот.
В результате отмены льгот общая сумма экономии бюджета составит 134 миллиона 209 тысяч рублей. Заглянем в принятые областной Думой 25 февраля измнения к областному закону «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»:
1. Сокращение расходов областного бюджета на осуществление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, всего 134 209,0 тыс. рублей. В том числе:1.1. В связи с отменой с 01 апреля 2015 года- бесплатного зубопротезирования федеральным льготникам 19 835,0 тыс. рублей- бесплатного проезда на автомобильном транспорте межмуниципального сообщения на территории области из расчетадве поездки туда и обратно 57 006,0 тыс. рублей- единого социального проездного билета 17 955,0 тыс. рублей- обеспечения бесплатным молоком первоклассников 7 678,1 тыс. рублей- частичной компенсации родительской платы на первого ребенка за присмотр и уход в образовательных организациях 5 314,3 тыс. рублей1.2.В связи с введением критериев нуждаемости для предоставления социальной поддержки многодетным семьям (доход на каждого члена семьи не должен превышать прожиточного минимума) 20 795,6 тыс. рублей1.3. В связи с изменением критериев нуждаемости для предоставления социальной поддержки малоимущим семьям на газификацию домовладений (доход на каждого члена семьи не должен превышать прожиточного минимума) 3 000,0 тыс. рублей1.4. В связи с отменой социальной поддержки малоимущим семьям по приобретению и установке приборов учета в домовладениях 2 625,0 тыс. рублей.
Надо сказать, что 134 миллиона - сумма не заоблачная, при надлежащем и ответственном подходе к делу эти средства могут быть компенсированы сокращением расходов по другим статьям бюджета. Мы провели собственный анализ бюджета области в части расходов на оплату труда сотрудников государственных органов и учреждений, расходов на СМИ, автопарк, хозяйственное обеспечение Правительства.
По нашим оценкам, секвестировав эти статьи на 10% (по примеру федерального центра), можно сэкономить не менее 150 млн. рублей в год. Этих средств будет достаточно, чтобы закрыть вопрос с отменой льгот и больше к нему не возвращаться. В своих расчетах мы не учитывали доходы от продажи загородной резиденции «Шарматово», приватизации СМИ и распродажи автопарка Правительства. Эти меры могут дополнительно принести в казну не менее 200 млн. рублей.
Отмена льгот Правительством области проводится под лозунгом социальной справедливости, дескать, помощь нужно оказывать адресно, и тем, кто в ней нуждается. Мы не против этой идеи. Весь вопрос, как ее реализовать.
Сегодня чиновники предложили абсолютно иезуитский способ, направленный не на поддержку нуждающихся, а на их отсечение от государственной помощи.
Правительство области установило в качестве критерия нуждаемости - доход в размере одного прожиточного минимума. Это совершенно мизерная сумма - меньше 7 тысяч рублей для пенсионера. При этом нужно собрать и отнести в органы социальной защиты целую кипу документов, подтверждающих право на компенсацию. Не исключено, что администрирование льгот потребует увеличения штатной численности сотрудников и соответственно увеличения расходов бюджета, только уже не на льготников, а на самих чиновников.
Разве пенсионер, который получает 7, 8 или 10 тысяч рублей является материально обеспеченным, в состоянии потратить четверть пенсии только на проездной? Разумеется, нет. Эти люди также относятся к категории бедных, нуждающихся, которым государство обязано помогать. Но Правительство области решило на них сэкономить. Полагаем, переход к системе адресной помощи, во-первых, должен быть постепенным с учетом оценки последствий, во-вторых, критерий нуждаемости должен быть установлен на уровне 2,5-3 прожиточных минимумов.
Проблемы с бюджетом Новгородской области возникли не сегодня и не только из-за экономического кризиса, как нас пытаются убедить. В последнее время бюджет Новгородской области недополучал налоговые доходы в результате необоснованного предоставления налоговых льгот, прежде всего ОАО «Акрон». Само Правительство признается, что в 2015 году доходы областного бюджета могут сократиться еще на 1 млрд. рублей от запланированных (ОАО «Акрон» - минус 900 млн. рублей).
В то же время на протяжении многих лет постоянно наращивается объем неэффективных расходов в коммунальном комплексе области. В кризисном 2015 году на возмещение выпадающих доходов организациям ЖКХ будет направлено более 1 млрд. рублей. Все последние годы бюджет исполнялся с дефицитом. Для его покрытия привлекались кредиты коммерческих банков.
Долг Новгородской области по состоянию на 1 февраля 2015 года составил 14,6 млрд. рублей. В текущем году региону необходимо привлечь для погашения двух ранее взятых коммерческих кредитов 4,2 млрд. рублей, а банки не спешат давать в долг закредитованному Правительству - риски высоки. Два аукциона на привлечение кредита, объявленных в конце прошлого - начале этого года, не состоялись.
Фактически Новгородская область находится на грани дефолта. Последняя соломинка, за которую пытается ухватиться руководство области, – бюджетный кредит Минфина. А чтобы его получить, нужно сокращать, сокращать и еще раз сокращать расходы. И вот тут чиновники и депутаты решили это сделать не за свой счет, а за счет социально незащищенных граждан. И время «удачное» нашли – в канун 70-летия Победы. Так сказать, поздравили ветеранов.
Добавлю, что отмена льгот в Новгородской области была проведена в режиме секретной спецоперации – без предварительного информирования граждан, общественного обсуждения, консультаций с экспертами, оценки социально-экономических и политических последствий. Достаточно сказать, что депутаты получили законопроекты чуть ли не в сам день голосования. Пакет антисоциальных законов в Новгородскую областную Думу внес лично Губернатор Сергей Митин, следовательно, именно он несет за них персональную ответственность. Губернатор принял такое решение несмотря на позицию Президента России Владимира Путина о безусловном исполнении социальных обязательств в кризис.
Источник: Ваши Новости