1 апреля 2015 год, 15:30Брови царь нахмуря,Говорил: «ВчераПовалила буряПамятник Петра».Тот перепугался.«Я не знал!.. Ужель?» —Царь расхохотался:«Первый, брат, апрель!»А.С. Пушкин
Далекий Урал. Город Ревда, гора Волчиха, река Чусовая. Памятник восставшим углежогам и демидовские заводы. Здесь снимались «Угрюм-река» и даже немного «Волга-Волга». Где-то тут плавал с учениками беспросветный географ, который пропил глобус. В этих заповедных краях собирались самоцветные бажовские сказы. Это малая родина гениальных мастеровых и художников, которых, видно, одарила талантом сама Медной горы хозяйка.
ПРОМЭСТЕТ И МОНА ЛИЗА
Один из них – замечательных творческих и душевных качеств человек – Федор Астафьевич Комольцев, вот уже четвертый десяток лет официальный акроновский живописец. Едкие и вдумчивые карикатуры, семейные портреты и дружеские шаржи, реплики мировых шедевров и новгородские пейзажи, масштабные полотна промышленной эстетики – все это он.
Немного усталый, но цепкий взгляд, ходячий кладезь афоризмов и цитат, широта души и тонкость чувств. И это о Комольцеве. В 90-е его карикатуры украшали материалы многих новгородских газет. Но жизнь умудрилась переплюнуть творцов сарказма своими кровавыми зарисовками. Чтобы поразить публику, сегодня надо плевать на спины пророкам или прибивать причинные места к мостовой. Но жрущей и ржущей массе и этого мало, ей подавай отрезание человечьих голов в прямом эфире. И исключительно в разных там 3D и ультра-HD.
Братья и сестры! А, может, это только кажется, что народу подавай хлеба и зрелищ? Быть может, вернемся к чарующим «Сказкам Венского леса», доброму «Дому, в котором я живу» и так и неразгаданной улыбке Моны Лизы? А пока – встречайте: дядя Федор и его рисованный смех.
Я – ПРАПРАУЧЕНИК РЕПИНА
– Как начинался художник Федор?
– Нравилось мне это занятие. Порисовывал где надо и где не надо. Помню, увидел свежепобеленную бабушкину печку и тут же изобразил на ней своим красно-синим командирским карандашом каких-то уродцев. Думал, похвалят. Вышло наоборот.
– Так талант от Бога или как?
– Я бы не стал Бога по таким пустякам беспокоить. Просто ходил в изостудию. В девять лет обо мне написала газета «Ревдинский рабочий» за цикл рисунков по рассказам о Дерсу Узала. И поехало. Все нормальные люди идут гулять, а мне стенгазеты делать. В 1975 году поручили оформлять 30-летие Победы, как раз в выпускные экзамены. Помню, как поразил меня в детстве в музее Свердловска литой Каслинский чугунный павильон, призер выставки в Париже. Удивительная вещь.
Потом был переезд с родителями в Узбекистан. Отец работал на Алмалыкском горнометаллургическом комбинате. Там я познакомился со своим учителем Борисом Васильевичем Мартяшиным. Он был учеником Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова – ученика самого Репина. Моих заслуг тут нет, но (улыбается) что-то прослеживается. Зарабатывал на жизнь, малевал киноафиши. Выходило недурно, жалко не догадался сфотографировать.
ВОТ И ВСЕ, ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПОСЛЕ МЕНЯ...
– А какая тропа привела в наши веси?
– Семья вновь поднялась на крыло и вот он – Новгород. Перевелся на худграф в Ленинградский педагогический институт им. Герцена. Великолепные были преподаватели, настоящие художники.
Надо было искать пристань. Виктор Иванович Никитенко посоветовал – на «Азоте» есть серьезная художественная группа. Летом будет уже 36 лет, как я здесь. Надо бы дожить, а то чего нынче не случается с нашим братом карикатуристом.
– В развитие темы: так все ли дозволено художнику?
– Бывает, нарисуешь что-то пошловатое, посмеешься в узком кругу. Но зачем же это публиковать? Моральные границы устанавливает сам автор.
– А карикатуры на заказ не конфликтуют с вдохновением?
– «Когда б вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда...» Я всегда нежно любил карикатуры. Биструп, Эффель, Кукрыниксы, Дени, Ремизов – золотые мастера, было, у кого поучиться. Можно не суметь, но стремиться к их уровню надо.
В молодости об этом лучше не думать, но со временем всплывает сентиментальное – что останется после меня. Может, и вот эти пожелтевшие листочки выкинут. А может, и нет...
СОВСЕМ НЕ КВАДРАТ, НЕ ТАКОЙ УЖ И ЧЕРНЫЙ...
– Рождение рисунка похоже на стихотворение?
– Сам не знаю. Нет-нет, да и придумается что-нибудь. Есть у Алексея Константиновича Толстого строки «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! Вечно носились они над землею, незримые оку».
– Так ничего нового нет, получается? А как же пресловутый «Черный квадрат»?
– Множество искусствоведов смотрели на эту картину. Не совсем он и квадрат, не такой уж и черный, есть и вариации на тему. Просто искали люди чего-то нового. Или Малевич делал картину, что-то не вышло, взял да и замазал холст. Тем не менее, во все учебники истории искусств вошел.
– Есть ли у Ф.А. Комольцева ученики?
– Иногда берусь в частном порядке. Могу натаскать от вступительного экзамена до красного диплома. Грамоте научим, а творчеству – только самостоятельно.
– И что, любой может стать Врубелем/Айвазовским?
– Пусть не сразу, тут нужно очень захотеть. Бывают и с очень большими талантами люди, из-за ленности которых в итоге выходила только тоска о зря прожитом. А старательный набирает-набирает и, в конце концов, добивается большего.
– У художников есть табель о рангах?
– А как же! Народный, заслуженный и как я – незаслуженный.
ГИПСОМ ВАННУ ЗАВАЗЮКАЛ...
– А насколько универсален художник Федор Комольцев?
– Все не все, но могу изобразить и карандашом, и кистью, и в глине. Гипсом тут всю ванну завазюкал, решил отложить шедевр до лучших времен. Может, и выйдет сюрприз.
– Творчество занимает жизнь целиком или есть варианты?
– Отвечу пушкинской фразой «Мне должно после долгой речи, и погулять и отдохнуть: докончу после как-нибудь». Как у всех. Могу принять бокал бургундского. Конечно, в разумных пределах. Как говорил кавказский поэт Расул Гамзатов: «Пить можно всем, необходимо только знать: где и с кем, за что, когда и сколько». Есть художники, которые без рюмки за кисть не возьмутся. Сделают что-либо подшофе и кажется, что отлично вышло. А на трезвую голову восхищаться и нечем.
– Что или кто ведет вас по жизни?
– Ой, как ведет, крепкой рукою. Семью надо кормить. Внукам 12 и 8 лет. Они меня выгуливают, я их. Стараюсь нивелировать их пацанячьи безобразия жалкими обломками своих знаний. Прививка культуры нужна и важна.
Всех с новой весной и первым апреля, друзья. И, пожалуйста, не теряйте чувства юмора.
Иллюстрации Федора Комольцева
Источник: Ваши Новости