17 мая 2015 год, 17:01По очереди к памятнику 1000-летия России можно было решить, что курносый мальчишка продаёт ледяной квас знойным июльским днём. Но на дворе май, штормовое предупреждение, и это - очередь за билетами на «Ночь музеев-2015».
Почему нельзя было продавать билеты заранее, чтобы предотвратить столпотворение, я так и не выяснила. Людская змейка двигалась довольно-таки быстро.
По рассказам друзей, побывавших на прошлогодней «Ночи музеев» и разговорам во всё той же очереди, нас ждал умопомрачительный квест. Но умопомрачения не случилось. Организаторы кратко и лаконично «провели» нас по всей территории Кремля и даже чуть-чуть за его пределами, советуя обратить особое внимание на Грановитую палату и Музей изобразительных искусств.
Определившись с маршрутом, первым делом пошли в Грановитую палату. На этом нелёгком, тернистом пути отыскали колхоз. Инсталляция «Эх, хорошо в стране Советской жить» предполагала под собой выставку достижений колхоза «Рассвет» (наверное, в выполнении сверхнормы колхозниками: надои, посевы, количество голов на ферме), показ легендарного трактора ВТЗ 1949 года выпуска, а также театрализованный флешмоб. Задорный ведущий, видимо, первый парень на деревне и в колхозе, держал зрителей в тонусе, подсовывая каждому рупор с твёрдой уверенностью вытянуть из него похвалу в адрес распрекрасного колхоза «Рассвет». Сие действо перемежалось с оглашением ударников труда: пока Агафьи Петровны повышали яйценоскость, Лаврентии Павловичи признавались лучшими партработниками.
Вторым препятствием на пути к цели стала ещё одна очередь. Она основательно нас напугала, и мы решили отправиться на Ярославово дворище. Программка в пункте «Никольский собор» обещала нам духовное наполнение вечера. Ещё бы. Ярославский ансамбль духовной и этнической музыки «Лодья», так полюбившийся жителям и гостям нашего города, исполнил композиции религиозной тематики. Сделать это было не сложно, само место к тому благоволило, а мягкий бархатный тембр голосов исполнителей не давал выйти из состояния полной гармонии.
Спуститься с небес на землю во всех смыслах можно было тут же. На первом этаже крутили сеансы мультимедийной панорамы. Никольский собор стал одним из тех мест, который понравился нашей редакции на «Ночи музеев» больше всего. Из рассказов-голограмм археолога Сергея Трояновского посетители узнали, «откуда есть пошла земля Новгородская», почему на Ярославовом Дворище находят коровьи черепа и когда построили первый мост через Волхов. Примечательно, что мост прошёл стадию определённых метаморфоз: успел побывать вантовым, давал дорогу судам (то, что мост был раздвижной, большинство новгородцев знают, поэтому при оглашении этого факты, многие с сожалением вздохнули). Но годы идут, а вместе с ними порой приходят войны. В августе 1941 года мост очень сильно пострадал при бомбёжке, а 19 января 1944 был окончательно взорван немецкими войсками при отступлении. Но было и много светлых пятен в истории любимого города. Чтобы показать величие и дух Новгорода не хватит 12 и даже 112 минут.
Деле мы отправились на изучение фресок 12 века. Многочисленные пожары и ремонты оставили от древней росписи очень немного. И как это часто бывает, фрески были обнаружены совершенно случайно во время реставрации. Часть фигуры Сатаны, восседающего на чешуйчатом звере, увитые змеями ноги грешников, а также увлекаемые потоком кровавой реки головы грешников – всё это фрагменты одного из самых древних на Руси изображений сюжета «Страшного суда». Согласитесь, интересно? Поэтому, если вы с 90-х годов не были в Никольском соборе, собирайтесь, работники музея всё подробно и интересно расскажут.
Уличная выставка-инсталляция «Осторожно, война!» в южной части кремля была нами изучена ещё до этой ночи, но не взглянуть на неё мы не могли. Тем более, здесь же бравые солдаты клуба исторической реконструкции «3 взвод» учили разбирать автомат, давали подержать в руках старое оружие и травили фронтовые байки.
Параллельно всему в Лектории музея проходила демонстрация публицистических фильмов к 150-летию Новгородского музея.
Тем временем на открытой площадке у башни Кокуй проходил концерт военной песни «После боя сердце просит музыки вдвойне». Можно было не только послушать про «синий платочек», но и закружиться в победном вальсе.
В детском музейном центре можно было увидеть двух из ларца, одинаковых с лица, научиться писать как Онфим и послушать военные песни в исполнении всё того же ансамбля «Лодья».
В Музее изобразительных искусств, который стал последним пунктом на нашем пути, проходил интерактив. Группе раздавались вопросы, которые они задавали человеку за ширмой. В итоге при помощи наводящих вопросов посетители должны были догадаться какой из работников Музея спрятался от посторонних глаз. Наша группа не смогла рассекретить художника-реставратора по живописи. Но несмотря на это, группа отправилась изучать особенности музея вместе с ней.
В Грановитую палату мы так и не попали. Очередь, кажется, не уменьшалась. Песочные картины по сюжетам новгородских легенд покорили всех моих знакомых, которые мужественно выстояли очередь.
В целом, получилось очень интересно и познавательно. Лёгкие прогулочки между площадками, богатое смысловое наполнение каждой программы, разработанной для музеев. Вполне можно было проводить так экскурсии для иностранцев в сопровождении гида. Интерактив – лучшая форма изучения города, его культуры и истории.
Фото: Татьяна Яковенко, Алексей Мальчук, Андрей Бессонов
Источник: Ваши Новости