27 мая 2015 год, 16:17Оглянулся – всё тихо, «хвоста», вроде, нет. По строительным лесам полез вверх – на кремлёвскую стену. Надо было выбрать место, где между её зубцами должен прогреметь взрыв.
Осенью в Великом Новгороде состоится форум российских и белорусских городов. Возможно, участие первых лиц государств. А значит – серьёзные меры безопасности. Представитель одной из управляющих компаний рассказал «Вашим новостям», какой головной болью это оборачивается для коммунальщиков:
- На предполагаемых маршрутах следования первых лиц в таких случаях спецслужбы требуют от управляющих компаний заварить подвальные продухи, выходы на крышу, от «Водоканала» и «Ремстройдора» требуют заварить люки на дорогах. От последнего также требуют залатать дороги, чтобы кортеж двигался без задержки. И это делают с таким качеством, что асфальт слезает после отъезда гостей. От УК требуют окашивать и убирать, в том числе, и муниципальные территории. В своё время заставили сотрудников косить на Рюриковом городище. Если УК попытается выставить городу счета за эти работы – «плющат» на административной комиссии за различные нарушения.
Возмущение тем, что на частные УК перекладывают чужие расходы понятно, как понятно и недовольство людей, застрявших в пробках при перекрытии дорог. Однако, меры безопасности отнюдь не простая блажь. Свидетельство тому – история жителя Кисловодска Владимира Тимошенко, который в 2009 году хотел устроить взрыв в Новгородском кремле во время Ганзейских дней.
Человек из Кисловодска
Утром 17 мая 2009 года на Фёдоровском ручье две девушки встретили мужчину, приехавшего автобусом из Окуловки. Одна из подруг за несколько месяцев до того познакомилась в Интернете с Владимиром из Ставропольского края. Ездила к нему в Кисловодск. Теперь он нанёс ответный визит. Они поехали на такси в её квартиру в Деревяницах. С собой у мужчины были рюкзак и чемодан.
Владимир поселился у своей знакомой. С ней в квартире жили её мать и сын. Своей подруге он рассказал, что служил в спецназе. С собой он привёз камуфляж и даже снаряжение альпиниста. Как-то купил краску и показал ей, как для маскировки раскрашивают лицо – как Шварценеггер в «Коммандо». В другой раз сказал, что взрывчатку может приготовить из всего – предложил сделать её из того, что есть на кухне.
На третий день по приезду в Новгород в новостях сообщили, что в Кисловодске совершено покушение на кандидата в мэры, и.о. главы города Наталью Луценко. Взрывное устройство взорвалось в урне рядом с администрацией. Женщина была ранена. Владимира случившееся очень взволновало.
...Конечно, 36-летний Владимир Тимошенко не был сотрудником спецслужб. В Кисловодске он работал на мебельной фабрике, у него были жена и четверо детей. В какой-то момент пристрастие к спиртному стало для него серьёзной проблемой. На следствии Владимир Тимошенко рассказал, что считал коррумпированных чиновников виновными в гибели близкого ему человека. И у него возникло желание отомстить партии власти.
В феврале 2009 года Тимошенко легально приобрёл реактивы, из которых изготовил двести граммов взрывчатки, пользуясь сведениями из интернета. Планировал устроить взрывы в офисах «Единой России» в Кисловодске, Ессентуках и Пятигорске, а после этого обратиться с требованиями к президенту России от имени национал-патриотических сил.
В какой-то момент Тимошенко, рассказывавший знакомым, что работает в аналитическом отделе ГРУ и не скрывавший радикальных взглядов, почувствовал интерес к своей личности со стороны силовиков. Тогда и решил уехать на время в Великий Новгород. Взрывчатку, завёрнутую в газете, хранил при себе.
На следствии он объяснял, что к теракту против кандидата в мэры Кисловодска не причастен, а узнав о взрыве, испугался, что его в нём обвинят. Теракта в Великом Новгороде он сначала не планировал, но узнав, что скоро здесь будет большой праздник, на который приедут иностранные делегации, понял – это его шанс.
Кремль в прицеле
Взбираясь по реставрационным лесам, оставленным строителями, он изучал стену. Решал: стоит ли подняться на башню с помощью снаряжения альпиниста. Или сделать подкоп под воротами башни, пролезть внутрь, и из башни выйти на стену. Во время праздника он собирался поджечь на стене бенгальские свечи, которые служили бы детонатором и немедленно спуститься вниз, а затем слиться с толпой. Взрывы должны были прозвучать через пять-десять минут с разницей в полторы-две минуты. Один на стене между Пречистенской аркой, выходящей на пешеходный мост и Дворцовой башней, второй – между четвёртым и пятым зубцом стены между Спасской и Дворцовой башнями.
Благодаря иностранцам, о случившемся узнали бы во всём мире. А вскоре после взрывов Тимошенко должен был направить обращение к президенту, назвавшись координатором национал-патриотов. В нём были требования – не много ни мало – прекратить деятельность «Единой России», прекратить все финансовые операции с Чеченской республикой, депортировать всех мигрантов, закрыть банки, которым государство помогло во время кризиса и передать их активы в Сбербанк. Многие любители простых решений эти требования и сейчас горячо поддержат (слава богу - сидя у компьютера). Требования он собирался разослать из интернет-кафе – в редакции СМИ и в московский Кремль.
А пока он изучал пути отхода, много фотографировал кремль, позаимствовав фотоаппарат у своей новгородской знакомой. Кстати, как-то из Великого Новгорода он ездил в Санкт-Петербург, где встретился с другой девушкой, с которой познакомился в поезде по дороге в Новгородскую область. Ей он тоже сказал, что служит в ГРУ... Завёрнутую в газету взрывчатку брал с собой в Питер.
А новгородке его манёвры в районе кремля, оптический прицел, в который он разглядывал кремль во время водной прогулки, отказ показать документы, в конце концов, показались подозрительными. Она поделилась сомнениями с подругой, с которой они и встречали гостя из Кисловодска. Та, через общего знакомого, передала скопированные документы из бумаг Владимира сотруднику милиции – посмотреть. А тот, ознакомившись с текстами, немедленно доложил руководству.
Владимира Тимошенко задержали в квартире его знакомой в Деревяницах 11 июня 2009 года. В его вещах нашли пистолет, оптический прицел, прибор ночного видения, нож в ножнах, брикет с веществом белого цвета. Через четыре дня взрывное вещество ТАТР было уничтожено на полигоне. Его мощность была равна 271 грамму тринитротолуола.
Эпилог
В декабре 2009 года начался суд над Владимиром Тимошенко. Подсудимый не раз менял показания. Ранее он заявлял о давлении следствия на него – суд счёл, что без оснований. Владимир Тимошенко заявил, что взрывы не должны были повлечь жертвы и серьёзные разрушения. Свидетели говорили в суде, что во время Ганзейских дней как раз между Дворцовой и Спасской башнями находилась детская площадка. А люди в любое время подходят к самым стенам. Так что жертвы могли быть.
Эксперт-взрывотехник сообщил, что в результате взрывов на стене возникли бы воронки, глубже двадцати сантиметров.
Сотрудники музея-заповедника подробно рассказывали о стенах новгородского детинца –XV века на основаниях XII века, о том, какие разрушения мог бы повлечь взрыв: вызвать обрушение зубцов и облицовывающего стену кирпича, тем более, что между «телом» стены и облицовкой образовался зазор – «пузико». Они объясняли, что при реставрации стараются сохранить старый кирпич, чтобы кремль не превращался в «новодел». Как писали СМИ, услышав о разрушениях, которые он мог причинить, подсудимый заплакал.
26 мая 2010 года суд приговорил Владимира Тимошенко за подготовку террористического акта, изготовление и хранение боеприпасов к пяти годам и шести месяцам в колонии строгого режима. Недавно он должен был освободиться.
Ганзейские дни в июне 2009 года в Великом Новгороде прошли спокойно. А в сентябре Великий Новгород посетил президент Дмитрий Медведев. Он прогулялся по Ярославову дворищу, осмотрел Ганзейский знак, скульптуру девушки на мосту и прошёл в кремль, по пути поздравив нескольких новгородцев с 1150-летием Великого Новгорода. Меры безопасности были соответствующие.
Фото: Максим Озерцов. Фотография внизу: пресс-служба Кремля
Источник: Ваши Новости