2 июня 2015 год, 17:19«Пишу к Вам прямо из сердца» - так назывался моноспектакль Заслуженного артиста России Всеволода Чубенко по письмам и творениям святителя Игнатия Брянчанинова. Он состоялся недавно в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли, что располагается в Десятинном монастыре.
Игнатий Брянчанинов - строгий ревнитель аскетической традиции, подвижник, ученый, писатель, миротворец, талантливый администратор, был человеком высочайшей духовности и культуры. Знакомства с ним, его мудрых советов и наставлений искали выдающиеся люди России. Среди них – Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, герой Крымской войны флотоводец адмирал Нахимов. Восхищенный образом жизни святителя Игнатия, писатель Николай Лесков посвятил ему свой рассказ «Инженеры бессребреники».
«Все покоряло современников в будущем святителе: величественная внешность, благородство, особая одухотворенность, степенность и рассудительность», - сообщается в большой биографической статье об Игнатии Брянчанинове на сайте Православие.ру.
Однако авторы моноспектакля решили показать святителя не иконой, а живым человеком, которому приходится решать многочисленные бытовые проблемы, растолковывать родным людям какие-то простые истины, отвлекаясь от богословия и писательских трудов.
Письма о таких вещах, например, как говяжий бульон, чередовались с величественными творениями, знаменитыми произведениями святителя.
Больше всего мне, как зрителю и слушателю, запомнились размышления о зимних деревьях и сверкающей росе. В этих знакомых каждому из нас картинах святителю однажды открылись объяснения величайших христианских тайн.
Так, заснеженный зимний сад иллюстрирует собой учение о воскресении мертвых. «Если бы мы не привыкли видеть оживление природы весною, то оно показалось бы нам... невероятным, - пишет Игнатий Брянчанинов. - Не удивляемся от привычки; видя чудо, уже как бы не видим его! Гляжу на обнаженные сучья дерев, и они с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: «мы оживем, покроемся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами: неужели же не оживут сухие кости человеческие во время весны своей?»
Второй поразивший меня рассказ – о сияющей росе. Однажды в солнечное утро святитель смотрел на луг, на который упала обильная роса. В каждой капле с отчетливостью изображалось солнце, каждая сияла и переливалась, как драгоценный камень. И тут мыслитель увидел со всей очевидностью - подобно тому, как капли росы, приняв в себя лучи Солнца, начинают сами сиять, так сияют и люди, принявшие Бога, причастники святых Христовых Тайн.
О том, случайны ли такие резкие переходы – от бытовых проблем к величественным образам всеобщего Воскресения и тайнам мироздания – я спросила Всеволода Чубенко.
«Конечно, все эти переходы – осознанны. И для того, чтобы выстроить этот порядок, пришлось проделать большую работу, ведь святитель вел огромную переписку», - поясняет артист.
Он признается, что авторы спектакля ни в коем случае не хотели вторгаться в теологические вопросы.
«Мы хотели показать святителя как человека, который, несмотря на тяжелую болезнь ног (а он практически был инвалидом), смог столько сделать! Это был мощный, сильный духом человек, его святость – от действия. Для меня он, прежде всего, делатель. Человек, ставший святителем в результате своих действий, трудов. Но при этом он был и выдающимся теологом, и писателем. Вы слышали его заметки - это настоящие стихотворения в прозе», - признается Всеволод Чубенко.
Святитель Игнатий Брянчанинов предстает в моноспектакле порой и жестким, порой несколько раздраженным, с самыми обычными нашими человеческими эмоциями. А ведь он действительно мог говорить достаточно жесткие вещи, все, что думает, - рассказывает артист и режиссер.
Говоря об этом спектакле, необходимо вспомнить второго автора – к сожалению, его уже нет с нами. Это режиссер Михаил Ильич Резцов, ученик великого Георгия Товстоногова. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Добавим, что спектакль уже был неоднократно показан и получил главный приз на фестивале в Александро-Невской Лавре.
Кстати, на следующий день я увидела своими глазами золотой луг, море одуванчиков – и бесчисленные капли на траве после ночного дождя. И тут же вспомнилось: «Священноинок взглянул на небо, на солнце, на луг, на блистающие капли росы — и внезапно открылось пред очами души объяснение величайшего из таинств христианских, то объяснение, каковым может объясниться непостижимое и необъяснимое, объяснение живым подобием, картиною живописною....»
Запали мне в душу письма святителя. И захотелось узнать – продолжится ли сотрудничество музея художественной культуры Новгородской земли и театра? Об этом я спросила директора музея, Сергея Богданова.
- Продолжается Год литературы, и мы, в поисках новых форм работы, решили предоставить нашу площадку театру. Обстановка музея, где сейчас проходит выставка, посвященная новгородским монастырям, как нельзя лучше подходит для этого спектакля, - говорит Сергей Борисович. - Тем более, что святитель Игнатий Брянчанинов был связан с Хутынским монастырем. Наш совместный проект будет иметь продолжение – в июне Всеволод Чубенко представит моноспектакль, посвященный Пушкину, осенью мы надеемся увидеть работу, связанную с Достоевским. Наша главная задача – популяризация русской культуры, литературы, поэтому вход на спектакль был бесплатным».
Фото со спектакля: Александр Кочевник.
После спектакля
Источник: Ваши Новости