Всеволод Чубенко познакомил новгородских зрителей с письмами святителя Игнатия Брянчанинова

2 июня 2015 год, 17:19
Всеволод Чубенко познакомил новгородских зрителей с письмами святителя Игнатия Брянчанинова
«Пишу к Вам прямо из сердца» - так назывался моноспектакль Заслуженного артиста России Всеволода Чубенко по письмам и творениям святителя Игнатия Брянчанинова. Он состоялся недавно в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли, что располагается в Десятинном монастыре. Игнатий Брянчанинов - строгий ревнитель аскетической традиции, подвижник, ученый, писатель, миротворец, талантливый администратор, был человеком высочайшей духовности и культуры. Знакомства с ним, его мудрых советов и наставлений искали выдающиеся люди России. Среди них – Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, герой Крымской войны флотоводец адмирал Нахимов. Восхищенный образом жизни святителя Игнатия, писатель Николай Лесков посвятил ему свой рассказ «Инженеры бессребреники». «Все покоряло современников в будущем святителе: величественная внешность, благородство, особая одухотворенность, степенность и рассудительность», - сообщается в большой биографической статье об Игнатии Брянчанинове на сайте Православие.ру. Однако авторы моноспектакля решили показать святителя не иконой, а живым человеком, которому приходится решать многочисленные бытовые проблемы, растолковывать родным людям какие-то простые истины, отвлекаясь от богословия и писательских трудов. Письма о таких вещах, например, как говяжий бульон, чередовались с величественными творениями, знаменитыми произведениями святителя. Больше всего мне, как зрителю и слушателю, запомнились размышления о зимних деревьях и сверкающей росе. В этих знакомых каждому из нас картинах святителю однажды открылись объяснения величайших христианских тайн. Так, заснеженный зимний сад иллюстрирует собой учение о воскресении мертвых. «Если бы мы не привыкли видеть оживление природы весною, то оно показалось бы нам... невероятным, - пишет Игнатий Брянчанинов. - Не удивляемся от привычки; видя чудо, уже как бы не видим его! Гляжу на обнаженные сучья дерев, и они с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: «мы оживем, покроемся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами: неужели же не оживут сухие кости человеческие во время весны своей?» Второй поразивший меня рассказ – о сияющей росе. Однажды в солнечное утро святитель смотрел на луг, на который упала обильная роса. В каждой капле с отчетливостью изображалось солнце, каждая сияла и переливалась, как драгоценный камень. И тут мыслитель увидел со всей очевидностью - подобно тому, как капли росы, приняв в себя лучи Солнца, начинают сами сиять, так сияют и люди, принявшие Бога, причастники святых Христовых Тайн. О том, случайны ли такие резкие переходы – от бытовых проблем к величественным образам всеобщего Воскресения и тайнам мироздания – я спросила Всеволода Чубенко. «Конечно, все эти переходы – осознанны. И для того, чтобы выстроить этот порядок, пришлось проделать большую работу, ведь святитель вел огромную переписку», - поясняет артист. Он признается, что авторы спектакля ни в коем случае не хотели вторгаться в теологические вопросы. «Мы хотели показать святителя как человека, который, несмотря на тяжелую болезнь ног (а он практически был инвалидом), смог столько сделать! Это был мощный, сильный духом человек, его святость – от действия. Для меня он, прежде всего, делатель. Человек, ставший святителем в результате своих действий, трудов. Но при этом он был и выдающимся теологом, и писателем. Вы слышали его заметки - это настоящие стихотворения в прозе», - признается Всеволод Чубенко. Святитель Игнатий Брянчанинов предстает в моноспектакле порой и жестким, порой несколько раздраженным, с самыми обычными нашими человеческими эмоциями. А ведь он действительно мог говорить достаточно жесткие вещи, все, что думает, - рассказывает артист и режиссер. Говоря об этом спектакле, необходимо вспомнить второго автора – к сожалению, его уже нет с нами. Это режиссер Михаил Ильич Резцов, ученик великого Георгия Товстоногова. Лауреат Государственной премии Российской Федерации. Добавим, что спектакль уже был неоднократно показан и получил главный приз на фестивале в Александро-Невской Лавре. Кстати, на следующий день я увидела своими глазами золотой луг, море одуванчиков – и бесчисленные капли на траве после ночного дождя. И тут же вспомнилось: «Священноинок взглянул на небо, на солнце, на луг, на блистающие капли росы — и внезапно открылось пред очами души объяснение величайшего из таинств христианских, то объяснение, каковым может объясниться непостижимое и необъяснимое, объяснение живым подобием, картиною живописною....» Запали мне в душу письма святителя. И захотелось узнать – продолжится ли сотрудничество музея художественной культуры Новгородской земли и театра? Об этом я спросила директора музея, Сергея Богданова. - Продолжается Год литературы, и мы, в поисках новых форм работы, решили предоставить нашу площадку театру. Обстановка музея, где сейчас проходит выставка, посвященная новгородским монастырям, как нельзя лучше подходит для этого спектакля, - говорит Сергей Борисович. - Тем более, что святитель Игнатий Брянчанинов был связан с Хутынским монастырем. Наш совместный проект будет иметь продолжение – в июне Всеволод Чубенко представит моноспектакль, посвященный Пушкину, осенью мы надеемся увидеть работу, связанную с Достоевским. Наша главная задача – популяризация русской культуры, литературы, поэтому вход на спектакль был бесплатным». Фото со спектакля: Александр Кочевник. После спектакля

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь