5 июня 2015 год, 09:59Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» завершил юбилейный сезон, двадцать пятый по счету. Гастроли, премьеры, спектакли, выставки, дискуссии, большой праздник дня рождения «Ночь в театре» вместе со зрителями и большой праздник для театралов 13 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival – по насыщенностями событиями сезон выдался динамичным. Что было самого интересного – расспрашиваем актеров театра «Малый». И не только.
Олег Зверев, актер театра «Малый». В этом театральном сезоне – еще и царь Агамемнон в «Ифигиении-жертве», а также для зрителей еще и исполнитель песен в спектакле «Легче легкого»: от трогательной лирики Рудольфа Блауманиса до зловещих баллад английского привидения Оскара Уайльда.
- Если меня спросить, какие три самые яркие события сезона для меня были, отвечу, что очень ярким штрихом стали гастроли в Италии, в Равенне и городе Русси. Для спектакля «Где живет ветер?» это была первая встреча с публикой заграничной (хотя уже съездили и в Москву, и в Воронеж), но общая атмосфера фестиваля повлияла на то, что спектакль буквально заиграл новыми красками. Психологическим испытанием стало то, что итальянские сцены имеют определенный наклон, и актерам приходилось «не скатываться» по наклонной, а играть практически под углом, но зрителю от этого только лучше видно. Вторым событием, которое стало испытанием на выносливость актерскую и человеческую, юбилей «Ночь в театре» с его сотым показом «Принца и дочери великана». И безусловно, самая яркая точка сезона – 13 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка». С одной стороны, он вписывается в канву прошедших фестивалей по своей наполненности и стилю, но для меня важен как место новых встреч, новых культурных связей. Впервые видели театр из Австрии и необыкновенный финский спектакль, завязывались новые контакты.
Из актерских приобретений этого сезона – спектакль «Ифигения-жертва» по Еврипиду. Для меня лично ценность роли полководца Агамемнона в том, насколько сложно сравнивать его поступки как человека и как вождя, чем надо руководствоваться, чтобы делать выбор в пользу: отдать свою дочь ради победы или проиграть битву.
Как изменился театр за 25 лет? Стал мудрее и добрее, но это не влияет на юное состояние души. Мне кажется, внутри мы такое же наивное и счастливое подрастающее поколение, как были.
Алексей Коршунов, актер театра «Малый». Зритель знает его как полководца Ахилла из «Ифигении-жертвы» и героя спектакля «Спам», авантюриста Тома Сойера и влюбленного Владимира из пушкинской «Метели». Выпускник актерского курса НовГУ, он уже несколько лет работает в театре. Поговорили о юбилейном сезоне и памятных датах.
- Какие самые яркие события случились для тебя лично в 25 театральном сезоне?
- Наши майские гастроли в Италии со спектаклем «Где живет ветер?» – мне понравились итальянские дети, как они живо и открыто принимали постановку. Может, влияние климата - более южные дети, более непредсказуемые? Равенна как город произвела большое впечатление, исторические памятники, соборы… А если гулять около полуночи, то город просто вымирает, не работают кафе и рестораны в отличие от нас, люди как будто сидят дома с семьями. Из других событий сезона – это «Ночь в театре», был эмоциональный марафон с большим количеством составляющих в виде премьер, концерта, постановок. Лично я не рассчитывала на такой высокий зрительский интерес, сам я уже к полуночи был эмоционально вымотан, но тут открылось «третье» дыхание и для тех, кто остался в полночь - сотый спектакль «Принц и дочь великана» получился самым живым и открытым. Был внутренний восторг от всего происходящего, несмотря, что физически и эмоционально было непросто. Зритель заряжал.
Из спектаклей этого сезона - безусловно, драма «Ифигения-жертва». Это был какой-то прорыв, колоссальный эмоциональный опыт, совершенно другая сторона театра, где вместе и история, и новые технологии осваивали. Встреча с переводчиком пьесы Еврипида Вланесом была для меня чем-то из разряда фантастики. Накануне мы с актрисой Любовью Николаевной Злобиной обсуждали, можно ли сокращать текст, но как только я узнал, что каждые 4 строчки для переводчика - это месяц работы, для меня был шок. Ты даже не соразмеряешь труд человека и смотришь по-другому на пьесу и ценность ее перевода.
В этом сезоне были интересные гастроли в Билефельде, замечательный немецкий город с уникальным театром, меня поразили эти три труппы, которые сосуществуют вместе – драматическая, хореографическая, оперная. И то, что участвовали там не только со спектаклями, но и приняли участие в мастер-классе вместе с танцовщиками и швейцарским хореографом.
- С какого спектакля для тебя начался театр «Малый» в первый раз?
Театр «Малый» для меня начался со спектакля «Дознание пилота Пиркса», я еще был школьником и как только мы сели в зале, началось невообразимое: рок-музыка, тяжелые басы, ритм. Я понял, что покорен с первых нот. Сам спектакль очень впечатлил - мощная космическая сага, огромный пропеллер корабля на сцене, это было здорово и захватывающе.
- Был адреналин, что не возьмут в театр работать после учебы?
- Трепет был. Но я не успел испугаться, скажем так. Мы доучивались на актерском курсе, режиссер Надежда Алексеева сказала, что мы продолжаем работать в проектах, которые были еще в эпоху обучения. Я не успел задуматься, и переход получился плавный. Но трепет остается до сих пор. Мне всегда в театре нравится – желание пробовать новые грани и экспериментировать. Хотя сам я по натуре консерватор. Например, спектакль «Моя мать Медея», который мы играли в школах города, буквально заставил меня перешагнуть через себя – потому что в театре есть зритель, который приходит к тебе и чувствуешь свою защищенность, а там надо было покидать театр и идти в неведомое. Я убежден, что театр должен открывать новые двери, подталкивать и зрителей, и актеров к новым идеям, к новому поиску себя. Потому что новые идеи - это новые возможности для тебя.
Лариса Дедух, художник по свету Новгородского театра «Малый». В лучах ее прожекторов - тотальное одиночество героев спектакля «Крузо. Возвращение» и жизнерадостные разноцветные всплески света в детской постановке «Где живет ветер?», оживляющие полотно ветра. Чтобы царевна Ифигения читала свой монолог в одиноком луче, подчеркивая ее избранность и одиночество на фоне целой армии или творилось волшебство разноцветных бликов на вздымающихся полотнищах ветра для ахающих от восторга детей. Или же создавалось тревожное настроение стихов серебряного века в спектакле «Вдребезги» или яркость образов чеховских героев в спектакле «Человеки».
При этом Лариса Васильевна общается во время гастролей с коллегами по световому цеху практически без переводчика в разных странах, ее понимают от Японии до Италии. Ибо творчество – общий язык. В 25 театральном сезоне Лариса Дедух отметила юбилей под занавес сезона и почти сорок лет творческой деятельности, отданной служению свету и – театру.
- Сезон запомнился гастролями в моей любимой Южной Корее, где были со спектаклем «Маленькие чувства». А из российских театральных площадок было интересно работать на сцене центра имени Мейерхольда, когда мы представляли «Маленькие чувства» и «Где живет ветер?» в этом театральном сезоне в Москве. И конечно, Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка», который мы провели в тринадцатый раз.
Источник: Ваши Новости