10 июня 2015 год, 14:00Мы уже сообщали, что в пятницу в Валдае открыли музейный колокольный центр. С этим событием работников новгородского музея-заповедника поздравила заместитель министра культуры.
Приехали на открытие многие известные люди, звонари, в том числе, старший звонарь Храма Христа Спасителя в Москве Игорь Коновалов – один из дарителей, помогавших создавать коллекцию.
В Валдае последний из знаменитых колокольных заводов закрылся на рубеже тридцатых годов.
А владелец одного из них, Георгий Андреев, после закрытия завода, делал печи, как раз в здании, построенном во время Первой мировой войны для реального училища (его вывезли в Валдай из Петербурга).
- Его руки помнят эти стены, - говорила на экскурсии в день открытия старший научный сотрудник музея Надежда Яковлева.
В здании бывшего реального училища, переданном музею в 2003 году, и разместился колокольный центр, который, как говорят, логически продолжил экспозицию музея колоколов.
Надежда Яковлева вспоминает, что на работу в филиал музея в Валдае пришла в 1979 году. А скоро потребовали к Олимпиаде открыть музей колоколов. Колоколов в фонде было пять штук. Но в итоге к приезду гостей Олимпиады музей открыли!
В фонде колокольного центра почти полторы тысячи предметов. На витринах выставлены бубенцы и колокольчики, начиная с III века до нашей эры. Скифские и сарматские колокольчики, ханты-мансийский рог с колокольчиками, колокол из африканского Бенина, буддистские, индуистские колокола...
- Христианские колокола появились только в четвёртом веке нашей эры, - рассказывает Надежда Яковлева. – А мир задолго до того звонил в колокола.
Немало будущих экспонатов передал музею председатель иностранной комиссии Союза писателей Олег Бавыкин, путешествующий по всему миру. В числе дарителей – и губернатор, и валдайский мэр.
Среди экспонатов – массивное било. Экскурсовод объясняет, что в последнюю неделю перед Пасхой в колокола бить нельзя. А вот колотушкой по дереву или металлу били. Это – не музыка, эти удары – напоминание о гвоздях, которыми распинали Христа.
В экспозиции – колокола корабельные (кстати, верёвками этих колоколов в случае провинности наказывали матросов), пожарные, железнодорожные, театральные. И, конечно же, бубенцы, которые сияли на тройках.
В императорской России использовать спецсигналы запрещали всем, кроме полиции и почты. Но порядок этот многие нарушали и ездили на тройке с бубенцами.
А вот – тарантас.
- Название идёт от жердей, которые прогибаются на всех ухабах, ездите на тарантасе и никогда не скажете, что в России худые дороги, - убеждает нас Надежда Яковлева.
Музейщики хотели в подвале открыть мастерскую, в которой бы лили сувенирные колокольчики. Но пожарные это категорически запретили. Может быть, мастерская в будущем всё же появится, и колокольчики на Валдае вновь будут лить.
В церемонии открытия участвовала Инна Симсон – жительница Валдая, правнучка Василия Ивановича Калмыкова, одного из последних колокольных мастеров. Ей когда-то рассказывала мать, как лили колокола – «там, где сейчас баня» - собирались люди, кидали в яму монеты. Всё, что осталось в семье от прадеда, Инна Эрнстовна отдала в музей. Когда-то сама заведовала заводским музеем на валдайском «Юпитере».
Она вспоминает, как её мать во время войны училась в институте в Мичуринске. И однажды услышала знакомый с детства звон. Уборщица звонила на перемену. В её руках звенел их, валдайский колокольчик...
Фото 1,4, 5 - Евгения Гордюшенкова
на открытии выступает правнучка колокольного мастера
железнодорожный колокол слева - со станции Оксочи
это - тоже колокол. Он рычит
а «ухо» привезли из кремля
Источник: Ваши Новости