27 июня 2015 год, 09:39Недавно состоялся Петербургский международный экономический форум – пожалуй, одна из главных площадок, на которой лидеры основных экономических держав встречаются для обсуждения ключевых вопросов экономики, стоящих перед нашей державой в частности и всего мира в целом.
ПМЭФ-2015 стал, действительно, самым масштабным за всю историю проведения: подписано 205 соглашений на сумму более 293,4 млрд. руб., более 120 стран направили для участия в форуме своих представителей.
В этом году я не принимал участие в форуме лично: 9 месяцев назад у меня родился второй сын Богдан и, учитывая как мало времени мне удается быть со своей семьей, я решил, наконец, отправиться в отпуск со своими родными. Однако за событиями на ПМЭФ-2015 внимательно следил — смотрел онлайн-трансляции, изучал аналитику, информационные материалы.
В рамках ПМЭФ-2015 были объявлены итоги рейтинга инвестиционного климата регионов, который составляется экспертами АНО «Агентство Стратегических Инициатив по продвижению новых проектов». Цель рейтинга – оценить ключевые факторы создания благоприятного инвестиционного климата, эффективность усилий региональных властей по улучшению состояния инвестиционного климата региона.
В итоговом списке – 76 регионов. Возглавил его Татарстан, вторую и третью строчку заняли Калужская и Белгородская области соответственно. Глава администрации Президента РФ Сергей Иванов аутсайдеров называть не стал, дав тем самым шанс на реабилитацию.
Поговорим о Новгородской области. Как вы думаете: какое место в национальном рейтинге занял наш регион? Печально осознавать – всего 65-е из 76 регионов! Можем ли мы с такими показателями говорить о благоприятном инвестиционном климате в регионе?
Да, Правительство области сегодня уделяет особое внимание инвестиционному климату в регионе. Но насколько эффективна эта работа? Для примера: на территории Новгородской области с прошлого года работает Экспертная группа по мониторингу внедрения в Новгородской области Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Напомню, что для улучшения инвестиционного климата в стране разработан «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе», который в настоящее время внедряется субъектами РФ.
Стандарт включает в себя 15 лучших инвестиционных практик, основанных на реально полученных результатах после их внедрения в таких областях, как например, Калужская и Ульяновская, Республика Татарстан, Пермский край. Стандарт – это перечень необходимых к принятию органами региональной власти требований.
За тем, чтобы принятые разделы Стандарта в регионе не были формальностью, следит Агентство стратегических инициатив, Минрегион и региональные Экспертные группы.
Роль Экспертных групп заключается в экспертизе работы региональных органов исполнительной власти по внедрению Регионального инвестиционного стандарта на местах. В состав экспертных групп входят предприниматели, профильные эксперты, представители общественных организаций.
В 2015 году членам Экспертной группы необходимо оценить эффективность созданных инструментов и институтов на практике. 28 мая состоялось заседание Экспертной группы, на котором мы рассмотрели следующие, признанные ранее выполненными, разделы Стандарта: «наличие Совета по улучшению инвестиционного климата»; «наличие специализированной организации по привлечению инвестиций»; «создание специализированного двуязычного инвестиционного Интернет-портала».
По итогу обсуждения было отмечено, что созданные при внедрении Стандарта механизмы на данный момент не работают, или работают не эффективно.
Так, например, раздел «наличие Совета по улучшению инвестиционного климата» не работает вовсе. Согласно Стандарту, в субъекте РФ должен функционировать на регулярной основе Совет по улучшению инвестиционного климата. Совет собирается на заседание регулярно, не реже одного раза в два месяца.
При этом в 2013 году в Новгородской области Совет собирался только один раз из-за отсутствия заявок предпринимателей на обсуждение проектов и других вопросов.
Тогда на заседании Экспертной группы данный раздел Стандарта был признан выполненным частично. Правительству было рекомендовано внести изменения в Указ № 159 в части периодичности созыва Совета (не реже одного раза в два месяца), включить в состав Совета представителей бизнеса и организаций предпринимателей, лиц, реализующих на территории области инвестиционные проекты. Рекомендовать проводитьзаседания Совета не реже одного раза в два месяца, как это и предусмотрено Стандартом.
24 октября 2014 года на очередном заседании Экспертной группы представители Правительства Новгородской области отметили, что рекомендации, сформулированные Экспертной группой Новгородской области, касающиеся периодичности созыва Совета при Губернаторе Новгородской области по улучшению инвестиционного климата, учтены. Данный раздел Стандарта был признан выполненным полностью.
Однако уже на том заседании члены Экспертной группы рекомендовали Правительству области обратить внимание на периодичность созыва Совета при Губернаторе по улучшению инвестиционного климата, в частности, на сроки очередного заседания Совета. Эта рекомендация была проигнорирована: Совет до сих пор не собирался. На лицо явное невыполнение Стандарта.
На заседании Экспертной группы 28 мая этого года представители Правительства региона согласились с тем, что на данный момент Совет при Губернаторе Новгородской области по улучшению инвестиционного климата в регионе не является действующим механизмом. Причина — нет соответствующих заявок от инвесторов. Но разве такое возможно? В нашем регионе действительно все так замечательно, что нам не нужно заниматься улучшением инвестиционного климата? Данные национального рейтинга, как мне кажется, говорят об обратном.
Или же, к примеру, раздел «Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций». Согласно ему, в субъекте РФ должна функционировать на регулярной основе специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, действующая по принципу обеспечения режима одного окна для инвесторов при взаимодействии с органами исполнительной власти. В Новгородской области такой организацией является Агентство развития Новгородской области.
Эффективность работы Агентства довольна спорна. На прошедшем месяц назад заседании Экспертной группы руководителю Агентства развития Новгородской области Сергею Слупицкому был задан вопрос о количестве реализованных на территории региона при участии Агентства инвестиционных проектов в прошлом году. Ответ многих из нас заставил задуматься: реализовано 4! инвестиционных проекта. Много ли это?
С одной стороны, понятно, почему все именно так. У Агентства до сих пор нет своего сайта, инвестиционный портал Новгородской области обновляется не самым лучшим образом, многие ссылки на нем не работают.
Любого стороннего инвестора оттолкнет такое первое, внешнее знакомство с областью. И я уже не говорю о страшной бюрократии, с которой сталкиваются потенциальные инвесторы, желающие вкладывать средства в экономику Новгородской области.
На сегодняшний день, как минимум три инвестиционных проекта, с которыми работаю я, уже более двух лет находятся в подвешенном, замороженном состоянии ввиду определенных бюрократических препонов.
И это, следует заметить, только начало анализа, к которому приступила Экспертная группа по мониторингу внедрения Стандарта в Новгородской области. Да, члены Экспертной группы, я в том числе, не снимаем ответственности с себя: в прошлом году признавали выполненными разделы Стандарта именно мы. Однако, работа Правительства со Стандартом не считается законченной после его окончательного принятия. Главное здесь – это выполнение принятых разделов, а вот тут, как мы уже поняли, есть трудности.
Результаты ПМЭФ-2015 показали, что эффективно работать в условиях кризиса реально. Необходимо лишь выбрать верный вектор движения, определить приоритетные направления, сформулировать четкие задачи, пути решения проблемных вопросов. У Новгородской области есть потенциал, есть ресурсы для формирования благоприятного инвестиционного климата.
На пленарном заседании ПМЭФ-2015 Президент РФ Владимир Путин уделил особое внимание результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. «Наша позиция заключается в том, чтобы создать максимально свободные, предсказуемые, благоприятные условия и возможности для инвесторов - для того, чтобы вкладывать в Россию было выгодно, - сказал Президент.
Самое важное - это непосредственное, прямое взаимодействие бизнеса и власти, чего в нашем регионе пока не хватает.
В ближайшее время в области состоится очередное заседание Экспертной группы по мониторингу внедрения Инвестиционного Стандарта. Надеюсь, что Правительство области и Экспертная группа смогут найти общий знаменатель в решении вопросов, связанных с формированием благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Источник: Ваши Новости