8 сентября 2015 год, 14:12Конечно, я могла бы поспорить со спортсменом и актером кино Олегом Малышевым насчет чудес, в которые свято верю, но не буду: ведь он много раз повторял эту фразу в ходе нашей беседы, имея в виду работу человека над собой. А в этом случае чудес действительно не бывает.
В это воскресенье наш земляк, сын известных и уважаемых в Новгороде людей приехал в родной город, чтобы вместе со своей командой провести мастер-класс на дне рождения центра «Life Fitness». Для тех, кто еще не знаком с Олегом, поясню: его родители - Почётный гражданин Великого Новгорода, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, дирижер городского духового оркестра Анатолий Павлович Малышев и прекрасный педагог Галина Ивановна, которая помогла блестяще выучить немецкий язык очень многим новгородцам.
Я давно планировала «поймать» своего ставшего знаменитостью одноклассника на интервью, так что упустить этот шанс не могла. Но перед разговором мы с Татьяной Яковенко внимательно послушали его выступление в тренажерном зале, где он не только показывал, как правильно делать те или иные упражнения, но и рассказывал о здоровом образе жизни в целом, о правильном питании, норме сна. Эти советы выстраивались в целую систему, о которой я и спросила Олега прежде всего.
- Сегодня ты говорил на мастер-классе о ценности времени, о том, как важны хорошие отношения в семье. У тебя целая философская система!
- Не бывает чудес – это закон. Мы ведь учились с тобой в лицее, где нам говорили – гармония должна быть во всем! Я всегда говорю на семинарах: ребята, пока вы не будете в мире с родителями, с женой, с детьми, со всем миром - у вас не будет формы.
Вы не можете прийти в зал и сделать у себя нереально большие руки, а все остальное – нет. Тело так не разовьется. Также и в жизни. Если человек нервничает – он будет за счет нервов набирать жир. Вот вы поругались с мамой и пришли на тренировку – и вы думаете не о зале, а о маме, и ваша тренировка превращается в ноль, а может быть и хуже – вы тратите всю силу на нервы, и она уходит в минус.
Поэтому я всем говорю и буду говорить: слово «диета» означает «образ жизни». Как только вы выстроите свой образ жизни – клянусь, вам будет намного легче!
Но это не значит, что все немедленно должны заняться спортом. Каждому - свое. Кому-то спорт вообще не нужен! Я люблю спорт – я им занимаюсь. Давайте будем честными. Это тоже самое, как говорить про красоту. Для каждого своя жена - самая красивая на свете. А кому-то она не кажется красивой. Значит, нет формулы красоты – это обман, обложка, реклама. Также и спорт. Я знаю очень многих людей, которые не занимаются спортом, но, например, очень много ходят по лесу за грибами, любят рыбалку, помогают детям – это тоже хорошо. Это классно. Но все же надо понимать, что спорт важен для здоровья.
- Сколько раз в неделю, на твой взгляд, нужно ходить в тренажерный зал обычному человеку для поддержания формы?
- Три раза в неделю. Но опять же, с учетом питания и других вещей. Вот вы едете под горку быстро-быстро. Если вы будете крутить педали, толк будет? Грубо говоря, нет. Также и тут – если вы будете в зале пахать, а потом приходить домой, выпивать три пива, съедать кучу булочек, до четырех утра смотреть «Дом-2», а потом просыпаться в шесть – то ничего не будет. Все равно как раненному в живот человеку дать подорожник – ну он же, теоретически, лечит раны.
Поэтому очень важно поставить себе цель, и уже под эту цель выстраивать и питание, и образ жизни. Не всем выступать на турнирах, это реально тяжело. Не всем ходить с рельефным прессом. Кто-то хочет просто здоровья, кто-то – выработать выносливость или силовые показатели. Бывает, что человек говорит: «Я хожу в зал, у меня есть абонемент», а может быть, ему было полезнее бы Булгакова почитать.
Нужно очень жестко понимать, чего вы хотите. Вот вы говорите «поддержание формы», и возникает вопрос - а какой формы? Есть формула: «денег много не бывает». Также и форма не бывает идеальной. Пример: «убирается» талия, хочется сделать ее еще меньше, становится меньше – хочется квадрата, появился квадрат – захотелось разорвать его на шесть частей... ну и так далее. Как только у вас начнет получаться, вы будете хотеть больше, больше и больше. И это нормально. Если бы не было прогресса, желания улучшить свою жизнь, то мы до сих пор бегали бы с молотками за мамонтами.
И очень хорошо, когда появляется первый результат, потому что пока его не видно, вы думаете – что толку, что я хожу? Видите его – появляются адреналин и желание. Становится легче ограничивать себя в еде, когда начинаешь есть, задумываешься.
- Олег, когда спустя годы я тебя увидела в соцсетях вот такого, у меня был шок. Скажи, когда вообще произошли такие перемены и с чем они связаны?
- Все очень просто: я снимался кино, меня попросили похудеть. Я начал худеть, ко мне подошли в зале, спросили, не хочу ли я выступать на соревнованиях? Выступил на соревнованиях, занял второе место, выиграл следующие... Это началось полтора года назад.
- Всего полтора? И такой прогресс!
- Да.
- Вот такие семинары, как сегодня, часто ведешь? Опыт чувствуется.
- Очень часто приглашают. Я сторонник того, что людям надо давать правдивую информацию. Я честно говорю: не бывает чудес! Вы не можете за полгода поменяться глобально, но если вы будете стараться, у вас будет все.
К сожалению, в соцсетях часто можно встретить людей, которые пытаются заработать на чужом здоровье. Я противник этого. Когда говорят, что распишут вам диету по сети – не верьте.
Пока ты не увидишь человека, не потрогаешь живот, не посмотришь, как он занимается, ты просто с него возьмешь деньги за воздух. Через три дня вы почувствуете себя плохо, и выяснится, что у вас работа ночная, а значит, должна быть совершенно другая диета. Или вы сутки работаете, потом спите – это тоже другое. Поэтому, когда такие люди предлагают расписать программу - это ложь. Не может быть такого, это неправильно!
Почему настоящий диетолог, тренер является довольно высокооплачиваемым человеком? Потому что он реально работает. Я извиняюсь, но он знает, когда вы идете в туалет, какой у вас день, и под работу, под образ жизни уже расписывает питание и тренировки. Нельзя поставить тренировку на шесть часов, если у вас работа была с трех утра до шести вечера, и сказать: «Ты обязан пахать!» Это идиотизм. И когда такой человек пишет программы и скидывает фото далеко не своих спортсменов со словами «посмотрите, кого я сделал», то всегда хочется сказать – покажите еще и тех, кого вы загубили.
Каждый должен заниматься своим делом.
И могу сказать честно – я никого не веду, никого не тренирую. Просто потому что у меня нет столько времени, чтобы уделить человеку достаточно внимания. А делать глупости и рисковать чужим здоровьем я не буду. Поэтому и на семинарах я рассказываю общие правила, но не детализирую. У тренера, как и у врача, должно быть первое правило: «Не навреди».
Семинары я провожу с удовольствием – мне нравится общаться с людьми. Говорю о том, что хорошо для меня, но если вы считаете, что это неправильно - переубеждать не буду. Кто-то на рыбалку ходит, вот у меня родной брат фанат рыбалки, и я рад, что он дышит свежим воздухом.
- И все же поясни, почему на мастер-классе ты не советовал женщинам есть помидоры? Что в них такого? Калорий мало, витаминов много... А сейчас осень, урожай.
- Потому что помидоры могут привести к целлюлиту. Понимаете, не бывает полумер в этой жизни. Если ты не добежишь до финальной линии – ты не выиграешь, даже если на старте был первым. Так и в диете. Если хочешь добиться результата - нужно следить за всем. Можно ошибиться всего в одном продукте, и все пойдет не так.
Люди, которые занимаются спортом профессионально, сдают всю еду в лабораторию, и я в том числе. Мы сдаем воду, чтобы понять, что мы пьем. Вот стандартный пример: насыпьте мешок цемента – это мука, и как только туда хотя попадет хоть капля воды – будет камень. Также и организм. Кидаете туда один белок – жира не будет, но как только вы добавите туда неправильные углеводы - все это превратится в жир. Все очень просто. Вы можете три дня терпеть, а потом съесть булочку – и будет еще хуже, чем было до. Считайте, что вы накопили гору цемента и налили туда воды.
Самое неправильно мнение у людей – что надо не есть. Хуже этого ничего быть не может. Надо есть, но правильно. А не есть нельзя – от этого наоборот полнеют, потому что из-за стресса организм начинает откладывать жир, думая, что ему не дадут еды.
- Судя по фото в соцсетях, спортивное питание - важная часть твоей жизни?
- Объясню, что такое спортивное питание. Оно не дает ничего, кроме возможности быстрее восстанавливаться и больше тренироваться. Оно не нарастит мышцы и не сгонит жир. Если вам кто-то скажет, что есть какие-то уколы, что есть спортивное питание, которое наращивает мышцы – это ложь. Не будет ничего, пока вы не пашете в зале.
Но когда вы занимаетесь определенное количество времени, то понимаете, что для продуктивных занятий вам важно получить витамины, аминокислоты, чистый белок, в общем, силу и выносливость. Спортивное питание дает то, что вам нужно. Это выжимка из продуктов. Например, протеин, чистый белок.
Когда мне говорят, что спортивное питание – это химия, я отвечаю: в правильном спортивном питании меньше химии, чем в обычной еде. Вот возьмите любые макароны и почитайте о них, вы с ума сойдете, сколько там всего. А если еще с красителями... Возьмите колбасу, которую вы едите, и сдайте на тест, и посмотрим, где больше химии – в ней или в спортивном питании. Разница будет глобальная!
Наша команда представляет на соревнованиях и семинарах чешское спортивное питание Extra-Fit. Это высокий уровень, это качество. Мне не стыдно представлять эту продукцию и рекомендовать ее людям.
- Расскажи, как складывается твоя кино- и телевизионная карьера?
- Сейчас много снимаюсь, подписан контракт с НТВ, с новой продюсерской компанией. Будет много проектов.
Спорт и кино взаимосвязаны! Чем лучше фигура, тем больше ролей, больше образов. Если ты толстый – этот типаж за тобой закрепляется, будешь всю жизнь играть телохранителя, стоять сзади и молчать.
Умение менять фигуру – поднабрать или подсушить – это тоже плюс для актера. Если мне скажут, что для новой роли надо подсохнуть, я отвечаю – ОК, без проблем. Если надо стать немножко покрупнее – ОК, сделаю.
Умение управлять своим телом – моя работа. Сейчас у меня фильм про 1941 год, играем партизанский отряд. Если я раскормлюсь до 105 кг – мне скажут: «Не, не, не, таких партизан быть не могло». Поэтому к таким вещам я отношусь более чем серьезно.
- А ты сам брал уроки актерского мастерства?
- Нет, специально уроки я не брал, но мне повезло работать с очень многими людьми, чью школу я считаю великой. Они учили меня на съемочной площадке, и я всегда прислушивался к их советам.
Я очень благодарен многим талантливым актерам и режиссерам, которые подсказывали мне, как лучше что-либо сделать.
Чем отличается талантливый человек от самодура: талантливый объясняет, почему ты должен прыгнуть вот отсюда и именно так, и ты начинаешь работать осмысленно и жить в кадре. Самодур же говорит: «Ты должен прыгнуть, потому что я так сказал».
В старых фильмах о войне часто можно увидеть, как актеры живут ролью. Я безумно люблю «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики»... Да, тяжело смотреть. Бывает, и слезы наворачиваются - наверное, я повзрослел...
Так вот пусть эта девочка не очень эстетично падает, когда ее убивают, но в этот момент ты видишь в ее глазах, как умирает ее молодость, как кончается ее жизнь, которую она так хотела прожить... и у тебя реально мурашки по спине. Вот в чем смысл!
Мы как раз снимаем сейчас фильм о войне. И я думаю о том, что сильнее и тяжелее не та сцена, в которой солдат побежал и погиб, где взрывы и спецэффекты, а где он побежал на встречу смерти, а в этот момент у его мамы дома что-то упало, она все поняла и заплакала. Но это - мое личное мнение, которое я никому не навязываю.
- Ты все время в разъездах, по России, по Европе, то соревнования, то съемки, но где твой постоянный дом? Место, куда ты возвращаешься?
- Новгород - моя малая родина, но сейчас я большую часть времени нахожусь в Петербурге, там съемки. Часто бываю в Чехии. Еще одно родное место - Поддорье, где мы делаем чудесный патриотический лагерь с компанией «Zenden», в которой я возглавляю Северо-Западный филиал.
Мне кажется, наступило то время, когда у людей нет привязанности к городу. Эпохи сменяются. Если раньше путешествие из Петербурга в Москву длилось две недели, на конях, с пересадками, то сейчас это несколько часов на скоростном поезде, на самолете – полтора, то потом, вполне вероятно, будет полчаса. И если раньше мы жили в одном городе или в двух, то теперь мы живем в нескольких городах, а следующее поколение, возможно, будет жить на несколько стран. Я люблю жизнь, я люблю путешествовать. У меня много друзей в разных странах.
- Мы с Татьяной побывали в мае в патриотическом лагере в Поддорском районе, когда он только начинался. Насколько там сейчас все изменилось?
- Изменения там глобальные! Но пока пусть это будет секрет. Приедете следующей весной – увидите.
- Как вообще ты относишься к идее Андрея Павлова создать такой лагерь и к его мысли о том, что надо возвращаться в родные места и поднимать их?
- Когда люди начинают обсуждать политиков, предпринимателей, я говорю им: «Ребята, а можно вопрос? Вы сами-то, обсуждая других, что-нибудь сделали? Зачем обсуждать - начните делать». Так вот: не факт, что все люди, которые приезжают в наш лагерь, станут военными. Но если хотя бы один из ста станет – это уже большое дело. Это хотя бы попытка что-то сделать, попытка научить людей работать, научить думать по другому, помочь думать. Вот что важно. Наш лагерь - это социальный проект. Он делается не для того, чтобы что-то потом выиграть, он делается от души.
Когда меня спросили, почему я это делаю, я не знал, что ответить. Ну как объяснить? Вот я приехал в приют с шоколадками, подходит девочка и спрашивает: «Дяденька, а можно я две возьму? Вы ругаться не будете?» Ну как после этого не помогать таким детям? У них один стандартный вопрос: «Когда приедет мама?»
Конечно, я не могу все охватить. Но приезжая туда, я стараюсь хоть как-то помочь, что-то привезти или просто поиграть с детьми. Опять же – можно сколько угодно обсуждать политиков, но если бы люди вместо болтовни хотя бы раз приехали в детский дом. Не надо много - просто привези килограмм бананов, и это уже будет праздник. Да просто поиграйте с ними...
- Cудя по всему, с Андреем Павловым вы единомышленники. И земляки, Поддорье ведь для тебя тоже родное.
- Я полностью поддерживаю его идеи. И не потому, что он мой руководитель, а потому что идеи у него – правильные. А знаю я его с детских лет. Вместе в Поддорье маленькими играли в футбол. И он остался таким, каким был. За что я его уважаю – за то, что он человек слова и человек дела. Я очень хорошо его знаю, и не бывает такого, что он сейчас говорит одно, а завтра сделает другое. Потому я с ним общаюсь и прислушиваюсь к нему.
- А с воспитанниками лагеря ты как-то взаимодействуешь?
- Приезжаем, встречаемся, общаемся, но стараемся не влезать в программу, потому что там работают профессионалы. То есть в подготовку, в воспитание мы не лезем. Там целая структура, «от» и «до». Люди понимают, почему хотят сделать первый шаг, к чему хотят прийти. И если влезть в эту структуру и что-то изменить, то мы не придем к «до». Я не сторонник менять структуры. Тем более – речь о детях. Их нужно очень аккуратно вести к какой-то цели.
Это к взрослому можно подойти и сказать: «А ну иди в зал и паши!». А ребенку надо объяснять: «Ты должен попытаться, спорт даст тебе здоровье, силу, вот это и вот это, в зале много хороших людей...» В общем, если влезть в центр системы, то можешь нарушить и все, что до тебя сделали и не принести пользы.
Поэтому на встречах с детьми я просто рассказывал про свою жизнь, говорил: «Ребята, уберите иллюзии из жизни! Думать, что приедешь в Питер и станешь богатым – это иллюзия. Там надо пахать еще больше».
- Не могу не спросить про педагогический лицей, где мы с тобой учились. Мне он дал бесконечно много. А как повлиял на твою жизнь?
- Безумно благодарен лицею! Всегда об этом говорил и буду говорить. Там был такой круг общения, такие учителя! Во-первых, я благодарен лицею за то, что меня там научили языкам. Сейчас мне это очень помогает в том же кино. Все роли, связанные с немецким языком – за мной, как земля за колхозом. Клянусь, это очень важно. Благодаря лицею, знаю и английский, так как у нас было два языка. Я рад тому, что там меня научили читать книги. Теперь, когда на тех же переговорах по бизнесу человек использует фразу из той или иной книги, и ты ее поддерживаешь, то на тебя и смотрят уже по-другому – о, ты читал, ты знаешь.
Лицейское образование очень помогает сейчас в бизнесе. Ведь нас там научили определенному образу мышления. Я всем говорю – ребята, образование это очень важно, все остальное придет. В Европе это особенно важно сейчас. Когда начинаешь разговаривать с людьми на их языке – они сразу улыбаются, понимают, что ты выказываешь им уважение, их стране и культуре.
Я до сих пор считаю, что надо читать и перечитывать книги. Кстати, электронные не понимаю вообще. Книга должна быть книгой. Люблю читать перед сном.
- А вот, кстати, интересный момент был на семинаре – для многих стало открытием, что если смотреть перед сном телевизор или сидеть за компом, то мозг начнет отдыхать только через полтора часа с момента засыпания.
- Да, а вот с книгами не так, после чтения нормально, но опять же – что читать. Если какие-то ужасы про сражения с инопланетянами, то это тоже не хорошо. Я как-то пришел на фильм «Трансформеры», так у меня через пять минут заболела голова. Как его смотреть весь – не представляю, а тем более на ночь. Я не противник таких фильмов, но я стараюсь подстраивать под спорт весь свой образ жизни.
Так что для меня чтение книг перед сном – это некоторое расслабление. Плюс чтение помимо всего развивает фантазию, ты начинаешь представлять героев, обстановку. Бывает, после прочтения книги смотришь экранизацию и она не нравится. А это потому, что ты сам себе иначе все представлял. Например, «Волкодав» - реально интересная книга, но когда вышел фильм, я был разочарован и не смог его смотреть. Потому что я представлял Волкодава суровым, в шрамах, ведь он много воевал. А в фильме – почти Ален Делон с правильным лицом. И также со всеми остальными героями.
- Олег, а можно узнать про твою личную жизнь?
- Нет, нельзя (смеется). Это большой секрет. Но скажу, что у меня есть сын Александр, которого я безумно люблю. Ему скоро будет три года.
- К спорту уже приобщаешь?
- Сейчас он еще маленький, а потом, конечно, хотелось бы приобщить – начать с игровых видов – футбол, хоккей... Но к спорту должна быть тяга! Нельзя тянуть в него через силу. Вот у нас дедушка – музыкант, может, и Саша будет музыкантом, или увлечется иностранными языками, как бабушка, или станет предпринимателем, как другая бабушка. Нельзя ломать ребенка – сломаете психику, и он не станет ни хорошим спортсменом, ни тем, кем мог бы стать. Дай Бог, что у нас все получится, но обязательно будем смотреть, чего хочет он сам.
- Удачи тебе и в этом, и во всех других добрых начинаниях, Олег! Будем с интересом следить за твоей дальнейшей судьбой!
Фото: Татьяна Яковенко и из личного архива Олега Малышева
Источник: Ваши Новости