40 лет назад в Новгороде упал самолёт

22 октября 2015 год, 08:00

«По данным Новгородского метеобюро, сегодня ожидается переменная облачность, без осадков, ветер-северо-западный, 2-5 метров в секунду. Утром местами туман».

Эта погодная сводка была опубликована в номере газеты «Новгородская правда» за 22 октября 1975 года. Но в тот день город полностью утонул в густом тумане. И самолёт Як-40 врезался в жилой дом на проспекте Карла Маркса.

Борт № 87459

Новгородца Игоря Барбанеля в этот момент мать перевозила в коляске через железную дорогу на улице Космонавтов. В зрелом возрасте он собрал немало информации об этой аварии – что-то из публикаций, что-то со слов очевидцев.

Он рассказывает:

- Самолёт Як-40 рижского авиаотряда в тот день вылетел в из Риги в Сыктывкар, он доставлял туда какое-то оборудование. Обратно он летел с пассажирами по маршруту Сыктывкар-Вологда-Новгород-Рига. Из-за тумана был вынужден совершить посадку в Ленинграде на аэродроме Смольном. Большинство пассажиров решили дальше не лететь. Осталось двое – мужчина по фамилии Португалов и солдат-срочник. Вскоре полёт был продолжен. Садиться должны были в Юрьеве. Перед посадкой экипаж обязан был выполнить так называемые «коробочки» - прямоугольники, летая по которым самолёт снижает высоту и получает данные с маяков. Вторую «коробочку» не выполнили. Огни фонарей на Псковской, скорее всего, экипаж принял за огни взлётной полосы. И самолёт выпустил шасси и стал садиться.

В 16.53 самолёт зацепил шасси крышу здания типографии на Карла Маркса, 4 после чего врезался в дом номер три на другой стороне проспекта.

Валентина Спиридонова тогда работала корректором в типографии. Она вспоминает:

- Был очень густой туман. И вдруг мы услышали гул – очень громкий. Моя наставница Екатерина Казимирова ждала сына, который служил в армии. И сказала: «Наверное, мой Игорь летит». И тут раздался этот грохот. А со шкафов упали дверцы. Потом говорили, что здание типографии – с мощными перекрытиями, поэтому не разрушилось, пострадала только крыша. Все выбежали на улицу. И увидели, что самолёт врезался носом в дом. Чудом автобус, ехавший со стороны вокзала, успел затормозить перед этим домом.

Пожар в тумане

Новгородскими пожарными руководил тогда Валентин Макаров. Вот его рассказ:

- От этого происшествия у меня и здоровье пошло не в ту сторону. Где-то без двадцати пять я глянул в окно (работал я на Желябова) – и ничего не пойму: как будто стёкла мелом замазали, такой был туман. У меня на это время как раз был объявлен сбор гарнизона. Тогда вместо профессиональной пожарной охраны формировали военизированную. Из десяти человек медкомиссию проходил один, да и его милиция забирала. В общем, много было хлопот. И вот мне диспетчер сообщает, что упал самолёт. Я так подумал потом, что экипаж в тумане принял светофоры на Псковской за полосу аэродрома. А тогда я поднял гарнизон по тревоге. Сам поехал на место на 21-й «Волге». А ничего не видно на расстоянии вытянутой руки, так что я открыл окно и водителю подсказывал дорогу. На месте горело примерно 1200 метров – дом и крыша типографии напротив. Брёвна с крыши типографии валялись на земле. И всё было устлано мелкими кусочками стекла, как снегом. Самолёт торчал между первым и третьим этажом, потом у него хвост отвалился. Я назначил боевые участки, стали подавать воду. Заместителю председателя исполкома Владимиру Пошивайло сказал: ничего не видно, помогите, доставьте аэродромные прожекторы из войсковой части. Он это организовал. Подавать нужно было 210 литров воды в секунду. А на улице – два гидранта и всё. У нас был автомобиль на шасси МАЗа, который возил пять тонн воды и был с лафетным стволом. Эту машину всё хотели скинуть куда-нибудь. А теперь я поставил задачу: из лафетного ствола сбить огонь с карниза. Что и было сделано. После этого пошли внутрь, спасать людей. С потолка текли горячие струи – вода мгновенно нагревалась. Мы сразу промокли. Самолёт был заправлен в Ленинграде, горючего много, а сделан он из таких материалов, которые практически не тушатся. В воде он выделяет кислород и горит дальше. Он и догорел у нас на глазах. Погибших людей я не видел – кроме тех, кто были в самолёте. Знаю, что бабушка сидела у окошка, там, где самолёт врезался. Её волной отбросило в коридор. Её подлечили, жива осталась. А тем самолётом должен был прилететь брат одной из сотрудниц УВД. Она из Юрьева в слезах приехала в управление, а вскоре он появился живой и здоровый: опоздал на тот рейс. Территория была оцеплена, некоторые рвались через оцепление, чтобы узнать, что с их родными. Я слышал, что один даже пырнул складным ножом стоявшего в оцеплении. Как я уже сказал, многих пожарных ожидало увольнение, но, несмотря на это прибыли даже те, кто не был в наряде, приехали ребята из Пролетария. Потом нескольких человек, и меня в их числе, наградили медалью «За отвагу на пожаре». У меня их три. Когда всё закончилось, я не узнал машину, на которой ехал – из белой она стала красной из-за кирпичной пыли. А когда вернулся ночью домой – а жил рядом, на Октябрьской, то не мог подняться на четвёртый этаж. Еле-еле дошёл, опираясь на перила. Тогда я мчался на место, думая и о своей дочери – она ходила в детский сад, который был за этим домом. Когда я увидел, что садик не пострадал: подумал: слава богу. Тогда не крестился, сейчас крещусь.

Светлана Хлебникова:

- Мне было шесть лет и этот пожар я видела. Помню, что из окна на первом этаже торчала металлическая дужка кровати, и всё было в огне.

Журналист Максим Витоль, опубликовавший в своё время в газете «Новгородские ведомости» статью о падении самолёта, сообщил в ней, что милиция тогда задержала нескольких мародёров. Уже к концу дня пострадавший дом был обнесён забором. Сейчас в интернете можно прочесть воспоминания новгородцев, которые говорят о том, что сразу после катастрофы была ограничена телефонная связь.

Тишина в эфире

Валентина Спиридонова вспоминает, что сразу после того, как на крыше типографии был потушен пожар, она продолжила работу. Газетный номер на следующий день был готов и некоторые сотрудники типографии думали, что в него будут внесены изменения.

- Но это мы думали по наивности, главный редактор, наверное, сразу знал, что ничего менять не будут. О погибших потом говорили, что, вроде бы, погибли только люди в самолёте. А в этом доме большинство в тот момент было на работе.

Передовая газеты на следующий день гласила: «Соревнованию по почину колхоза «Красное знамя» - широкий размах». Газета также сообщала о соревновании трудящихся Новгорода и Пскова. Было много сообщений ТАСС – о заседании Совета министров РСФСР, советско-венгерских переговорах, впервые полученных снимках поверхности Венеры. Нет, был и некролог на первой же полосе: «ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет министров СССР с глубоким прискорбием извещают, что 20 октября 1975 года на 71-м году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни скончался член Центральной ревизионной комиссии КПСС, бывший начальник Центрального статистического управления при СМ СССР, член-корреспондент Академии наук СССР Старовский Владимир Никонович».

В тот день и в последующие газета писала о том, что не убран картофель на 112 га и надо принимать оперативные меры, о пошедших вверх надоях в боровичском колхозе, некачественном кирпиче в Старой Руссе, боях в Бейруте, торговле оружием в США...

Ветеран новгородской журналистики Виктор Кулепётов, курировавший затем в обкоме, а позже работавший в цензуре, рассказал автору этих строк, что инициатива не давать никаких, даже лаконичных сообщений о падении Як-40 принадлежала Министерству авиационной промышленности. Оно опасалось срыва контактов и к нему прислушались. Тем временем, как говорят, западные радиостанции в тот же день сообщили об аварии в Новгороде. При этом говорили о 43 погибших и десятках раненых.

Согласно официальным опубликованным сейчас данным погибли 11 человек – четыре члена экипажа, два пассажира и пять жителей дома, одна из них скончалась в больнице.
Игорь Барбанель:

- Погибли женщина и ребёнок. Ребёнок болел, и родственница с ним сидела. Тринадцатилетний парень после этой аварии заболел психически и так и остался тринадцатилетним по развитию. Много людей попало с ожогами в больницы. Погибшую бортпроводницу звали Максимова. А сын погибшего командира экипажа, Сизова, много лет подряд в годовщину аварии приезжал в Новгород из Прибалтики и, склонив голову, стоял напротив дома.

«Синоптик не знал о прилёте самолёта»

В Новгород для расследования аварии прибыла комиссия из 13 специалистов во главе с заместителем председателя Госавианадзора СССР Ухомским. Её выводы уже публиковались: «Комиссия установила, что метеообеспечение полета производилось с нарушениями – за 40 минут до посадки самолета в нарушение НМО-73 руководитель полетов снял наблюдателя с БПРМ (ближняя приводная радиостанция с маркером), в связи с чем погода в районе БПРМ при наличии плохого прогноза не фиксировалась и данных о значении видимости на БПРМ не было. На борт была передана погода часовой давности. Имеющиеся ориентиры видимости не отвечают установленным требованиям. Не налажено взаимодействие между службой движения и АМСГ (авиационной метеорологической станцией гражданской). В данном случае синоптик не знал о прилете самолета. Наблюдательный пункт за погодой на КДП не отвечает установленным требованиям. Не составлялись часовые прогнозы об улучшении и ухудшении погоды. Шар-пилоты не выпускались. Диспетчер КДП устранился от активного руководства движением самолета и не потребовал от экипажа выполнения захода на посадку по установленной схеме. Руководитель полетов, зная о заходе на посадку с прямой экипажем Як-40, не принял мер по предотвращению нарушения... На основании показаний очевидцев следует, что полет самолета на предпосадочной прямой проходил в зоне тумана, исключавшей визуальную ориентировку, и только в самый последний момент перед происшествием самолет пересек границу тумана и вышел в район ясной погоды с дымкой».

И вывод – «Основная причина летного происшествия – преждевременное снижение самолета экипажем в тумане в нарушение установленной схемы захода и своего минимума». Остальное - сопутствующие причины.

А 5 ноября первому секретарю новгородского обкома партии Николаю Антонову направил докладную записку командир новгородского авиаотряда Усиков. Он в связи с аварией пытался решить проблемы, с которыми приходилось сталкиваться сотрудникам авиаотряда: нет прямой связи с московской и ленинградской зонами ПВО, прямой связи между аэродромами в Юрьево и в Кречевицах. А также, плохо организовано питание - буфет не может полностью обеспечить персонал, а пассажиров вообще в некоторые дни не обслуживает, строительство же столовой заморожено. Нет жилья, и 25 сотрудников живут на съёмных квартирах. За год уволились 10 командиров экипажей. Он просил в 1976 году выделить лётчикам 25 квартир.

Переписка между новгородскими властями и Москвой по поводу ликвидации последствий аварии, как выяснили мы в архиве, до сих пор засекречена.

Дом тогда, в 1975 году, «задрапировали серым материалом» и вроде бы даже повесили на нём какой-то лозунг. Вскоре он был перестроен в административное здание. По иронии судьбы, среди разместившихся в нём ведомств был и обллит – местная цензура.

Новгородцы и сейчас нередко вспоминают о случившемся 22 октября 1975 года. Но если, например, мемориальная доска на соседнем доме напоминает, что в нём жила почётный гражданин города, бригадир маляров Ираида Алексеевна Абрамова, то никаких напоминаний об авиакатастрофе на доме №3 – нет. Может, когда-нибудь здесь всё же появится напоминание о давней трагедии. Если, конечно, новгородцы не предпочтут, чтобы память о ней навсегда растворилась в тумане.

Фото: Максим Озерцов (1,8), Алексей Мальчук (2,7), газета "Вечевой цент" (3), группа "Прошлое Великого Новгорода в фотографиях" (4).

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь