Из жизни одного гения: Рюбенс
Его звали Питер Пауэл Рубенс (БСЭ поправляет – «точнее, Рюбенс»), можно также прочесть – Рубениус. Он появился на свет в 1577 году в германском городе Зигене.
В новгородском центре современного искусства Сергей Пухачёв продолжает свой цикл лекций. Очередная была посвящена Рубенсу.
Сергей Пухачёв рассказывает об эпохе, в которую жил фламандец. Это было время Тридцатилетней войны, и время, между прочим, удивительного, иезуитского искусства барокко – которое способно было кровавую резню изобразить прекрасной. И это было время, когда историческая правота была на стороне кардинала Ришелье и лавочника Бонасье, но не мушкетёров. Кстати, Рубенс рисовал герцога Бэкингема – того, самого и напоминание о Дюма, наверное, не случайно.
Картины Рубенса завершали художники, работавшие в его мастерской. А работали у него только большие мастера - Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, Ван Дейк.
- Помните, в «Голом пистолете» герой пробирается в дом преступника и роняет картину? Там у него Ван Дейк висит!
У мастера существовали строгие расценки – в зависимости от того, сколько процентов работы выполнено им, а сколько – учениками.
Но однажды, подслушав разговор подмастерьев, возмущавшихся его порядками, он, по легенде, за ночь написал картину – с прекрасным пейзажем, с великолепно выписанными животными - и сказал им:
- Я использую вас, чтобы работа шла быстрее. Но вполне могу обойтись и без вас. Где тогда вы будете рисовать своих животных и пейзажи?
Достоевский говорил о «мясе Рубенса». Но вот «Пир в доме Симона Фарисея» - собравшиеся за столом стрелой вытянулись к Христу, у ног которого – Мария Магдалина. А по лицам – слева направо – пробегают эмоции: возмущение, равнодушие у персонажа (точно такое же лицо через века появилось на картине Кустодиева), озадаченность. А над Христом сгущается тьма.
А портрет дочери Рубенса – это шедевр детского психологического портрета.
Рубенс был дипломатом, который выполнял поручения королей – его деятельность историки оценивают по-разному. А вот целые тома его писем были просто уничтожены – они неинтересны, как письма Баха, Чаплина, в них всё больше о деньгах. Овдовев, 53-летний Рубенс женился на 16-летней Елене Фурман, которую много рисовал.
Одна из его последних работ – «Вакх». Её идея – круговорот вина. Оно льётся в чаши, льётся из переполненных вином амуров на землю, из которой растёт виноград.
А собирал Рубенс почему-то, более всего, работы Адриана Браувера, у которых нет ничего общего с его собственными картинами и их пышными героями – это гротесковые, «озлобленные люмпены с тупыми лицами», как сказано в одной публикации. Так советский художник Бродский писал Ленина в Смольном, а на вырученные деньги собирал Шагала, Кустодиева, Бенуа, Лансере...
Рубенс умер в 1640 году, оставив большое состояние и около трёх тысяч картин. Пухачёв говорит, что к интересным художникам он бы его не отнёс. Другое дело – Веласкес. Ему будет посвящена лекция, которую искусствовед прочитает завтра в 13 часов в центре современного искусства в «Диалоге».
Источник: Ваши Новости