Из жизни одного гения: Караваджо – человек опасный
В центре современного искусства в Великом Новгороде Сергей Пухачёв прочёл очередную лекцию.
Она была посвящена Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610). Если у Веласкеса, о котором речь шла в прошлый раз, богатой событиями биографии не было, то у Караваджо этой биографии было выше крыши – два убийства, драки, азартные игры, любовные связи, в том числе, противоестественные. Франсуа Вийон и Жан Жене ему близнецы-братья.
Но при этом Караваджо – великий художник. Его можно считать первым реалистом – на его холстах святые предстали нам живыми людьми, а предметы – не символами, а предметами.
А на его натюрмортах всегда хоть один фрукт был подгнившим...
- Меня всегда удивляло, - говорит Сергей Пухачёв, - когда советский журнал «Юный художник» репродуцировал, например, «Мальчика, укушенного ящерицей». Они понимали, что это такое?
А вот «Отдых на пути в Египет» - ну, что это за крылья у ангела? Это потрёпанные крылья, которые в мастерских художники вешали на спину натурщиков. Такой натурщик со спины и предстаёт перед нами. А в облике кающейся Магдалины художник однажды изобразил свою подругу, которую высекли за нехороший промысел.
Караваджо использовал в своих работах приём зеркального отражения: «правое» становилось «левым», и картина как бы «отражала» реальность. Он замечательно противопоставлял свет – тьме.
- Подобно тому, как за картиной Куинджи «Лунная ночь на Днепре» зрители искали лампу, - рассказывает Сергей Пухачёв, - источник света искали за «Святым Франциском» Караваджо.
Караваджо умер при невыясненных до конца обстоятельствах, скрываясь от закона.
За год до своей жуткой смерти, в 1974 году, Пьер Паоло Пазолини вспоминал про Караваджо (точнее, искусствоведческую работу о нём) в одной из своих статей.
Следующая лекция в центре современного искусства будет посвящена Франсиско Гойя. Её Сергей Пухачёв прочитает завтра в 13 часов в «Диалоге».
Источник: Ваши Новости