Из жизни гения: Гойя - это жесть
На очередной лекции в «Диалоге» Сергей Пухачёв рассказал слушателям о творчестве Франсиско Гойи (1746-1828).
Имя Гойи чаще связывают с «Бедствиями войны». Но до того как Испания была растерзана войной, он был придворным художником.
- Мне в 90-е приходилось сталкиваться портретами «новых русских», - рассказал Сергей Пухачёв. – И я всегда удивлялся: почему у самих персонажей конечный результат не вызывал протеста, хотя вроде бы всё очевидно. Так и у Гойи с картиной «Портрет семьи Карла IV» - заказчики, наверное, были довольны, но большего разоблачения королевской семьи, трудно представить.
Карл IV предстаёт перед нами совершенным лавочником. Его супруга очень гордилась округлыми руками – вот и на картине выдаётся такое «брёвнышко». В волосах королева – алмазная стрелка. И ни для кого не секрет, что её подарил королеве её фаворит Годой. Такая же стрелка беззастенчиво держится на волосах инфанты... (На поздней картине «Старухи и время» у старухи будет в волосах такая же стрелка. А персонажи той картины – точь-в-точь героини фильма «Смерть ей к лицу» с Мэрил Стрип).
Сам Гойя присутствует в картине на заднем плане. На переднем – наследник Фердинанд со своим пристальным взглядом. Когда король совсем устанет и уйдёт, Фердинанд, в конце концов, станет королём и многих отправит на виселицу.
Но до того в Испании будет свирепствовать жестокая партизанская война с войсками Наполеона. Она и породила серию офортов «Бедствия войны» с титрами: «Они стали как дикие звери», «Невозможно видеть это», «За что?», «Какое мужество!».
И в это же время Гойя создавал свои натюрморты – те ещё. Вот голова барана смотрит на его собственную кровавую изнанку...
Последующее творчество Гойи также далеко от какого-то оптимизма. Его «Сатурн, пожирающий своего сына» - и сейчас не для слабонервных. Но пронзительнее незавершённая «Собака». Пейзажа нет, есть голова собаки, как некоторые думают – тонущей. Эта живопись уже в XX веке вдохновляла новых художников.
Гойя умер во французском Бордо. Столетие спустя его прах был перенесён в Мадрид в церковь Сан Антонио де ла Флорида, купол которой Гойя расписал в 1798 году.
А в центре современного искусства следующая лекция 13 февраля в 13:00 будет посвящена не искусству, а «оперативной психологии», её прочитает кандидат психологических наук Ильи Каплунович.
Источник: Ваши Новости