От чертежа и до завода
С 1963 года в институте «Новгородгражданпроект» работает Надежда Александровна Салопина. При участии ГИПа (главного инженера проектов) Салопиной были спроектированы многие работающие сейчас новгородские предприятия.
- Надежда Александровна, а какой у вас был первый проект в Новгороде?
- Когда я пришла сюда на работу (я окончила ЛИСИ, Ленинградский инженерно-строительный институт, «лисичками» нас, студентов, называли), то первой работой было проектирование цеха, который пристраивали к телевизионному заводу. Затем я жилыми домами занималась, больницами. Большинство новгородских медицинских учреждений спроектировано нашим институтом.
- И проектами предприятий пришлось заняться уже в девяностые?
- «Новгородгражданпроект» всегда занимался гражданским строительством, как это видно из названия. Но когда в девяностые годы эта отрасль фактически остановилась, нам пришлось искать новую нишу. И мы стали работать с иностранными предприятиями, которые приходили в область. Первым таким опытом был завод «Кэдбери» в городе Чудово. Мы для него проектировали благоустройство и инженерные сети. Затем были «Пестово-Ново», «ЮПМ-Кюммене», оба «Амкора», «Флайдерер».
В строительстве предприятий главное – технология. Она задаёт и габариты зданий, и всё остальное. Например, «Пестово-Ново» с финской технологией лесопильного завода. Мы должны были её одеть в «оболочку» - предложить архитектурное решение, обеспечить его электроэнергией, связью, отоплением, водой, канализацией, сделать все необходимые согласования. Интересная была работа.
Долго мы работали с «Флайдерером». У них менялась технология. Очень интересно было сотрудничать с их генеральным директором Хансом Петером Заттельковом – он сам был из ГДР, окончил наш лесотехнический вуз в Воронеже. Он был заинтересован в том, чтобы наиболее комфортабельные условия работы были обеспечены. У нас об этом не всегда думают. Очень выручили тогда турецкие производители конструкций из монолитного железобетона. Надо было спроектировать четырёхметровый канал под прессом, в который погружаются насосы, фитинги и прочее. Нужно было всё предусмотреть для пожарной безопасности. Пришлось изучать, как растут разные породы леса, как их хранят. Думаю, что мы достойно выполнили свою задачу.
- Над чем вы сейчас работаете?
- Последние проекты – это здания для полиции в городах Боровичах, Пестово, которые скоро будут введены, в Сольцах, где оно уже открыто.
- Звучит странно – раньше больше строили заводы, а сейчас – полицейские здания.
- А что? На самом деле, хорошо, что государство обратило внимание на условия работы сотрудников, содержание людей в ИВС. Хорошие здания получились.
- Вы же – главный инженер проекта по строительству новой школы в Великом Новгороде?
- Да. «Новгородгражданпроект» разработал проект школы на 1350 учеников. Вот, посмотрите, раздельно находятся начальная школа, средние и старшие классы. Будет актовый зал на 750 человек, спортивные залы. Будет зарезервировано место для бассейна. Главный архитектор проекта – Татьяна Косенко. А автор идеи этой композиции – другой архитектор из нашего института, Ольга Мухачёва.
- А я думал, что это типовой проект, который вам надо привязать к местности.
- На самом деле, наша работа недавно одобрена для включения в реестр типовых проектов, который сейчас составляют. На совете в Министерстве образования свыше сорока проектов были отклонены, другие решено рассмотреть повторно при выполнении некоторых условий...
- То есть, по новгородскому проекту, возможно, будут строить школы в других городах?
- Да.
- Есть ли проекты, которые остались нереализованными?
- К сожалению, есть. Проектировали мы польское предприятие в Подберезье по производству кухонных плит. Но после очередного обострения отношений поляки от его строительства отказались. И, конечно, очень жаль цементный завод в Чудовском районе. Начинали его проектировать петербуржцы, но потом заказчик обратился в «Новгородгражданпроект». Из-за финансовых трудностей владельца завод так и не достроен. Очень жаль. Надеюсь, что он всё-таки будет работать. Там был достаточно хорошо продуманный проект – транспортная сеть, близость к месторождению. Вот, у меня даже в кабинете образец сырья хранится.
- У вас, как проектировщика с большим опытом, наверное, есть свой взгляд на развитие города. Часто приходится слышать, что его развитие пошло не «по Щусеву». Или вот бывают предложения вынести вокзал, промышленные предприятия на окраину...
- Щусев всё-таки проектировал город с небольшой численностью населения, с домами не выше четырёх этажей. Город-музей. А каждый секретарь обкома стремился привести новые предприятия. И это правильно – работа для людей. По поводу градостроительства, вопрос, скорее, к архитекторам. Я отвечу как обыватель – не надо, по-моему, ничего резко менять. И вокзал, мне кажется, стоит на своём месте. А среди городских проблем одна из важнейших, о которой мало говорят – проблема очистных сооружений в Трубичине. Они «зажаты», а их надо расширять, вводить новые аэротенки. Дождевая канализация у нас вообще падчерица, которой долго никто не хотел заниматься. Стоки без очистки попадают в Волхов, хотя есть проект, по которому на всех выпусках должны стоять очистные сооружения.
- А какие города вам больше всего нравятся?
- Очень нравится Будапешт. Может быть, потому что я там побывала ещё в молодости. В Париже была дважды, и он, по-моему, изменился не в лучшую сторону. У нас мне очень нравится Санкт-Петербург. А больше всего – Севастополь.
- Его возвращение в позапрошлом марте было подарком?
- Конечно. Мы в том момент с дочерью были заграницей, и нас бросилась поздравлять женщина, которая сама из Севастополя, но десять лет жила в Турции. У меня родственники в Севастополе, с которыми мы перезваниваемся. Да, есть трудности, но без них не бывает... А Севастополь для меня... это как морской офицер с кортиком!
Надежда Александровна награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, знаком «За заслуги перед Великим Новгородом», является заслуженным строителем России.
Фото: Максим Озерцов, Мария Андрианова, Андрей Бессонов
Источник: Ваши Новости