День рождения телефона или путешествие во времени
В тот самый день, когда в Питере внезапно вновь наступила зима, и ветер вырывал у прохожих зонтики, впрочем, не спасавшие от мокрого снега, в Северную столицу съехались журналисты из разных многих регионов нашей страны, даже с Урала. Все мы приехали по приглашению компании «Ростелеком» и по очень красивому поводу: исполнилось 140 лет величайшему изобретению человека – стационарному телефону.
И вот я впервые на станции метро «Адмиралтейская», вдохновляюсь романтической тематикой, нахожу улицу Большую Морскую. В 18 веке в этом районе располагались частные дворцы. Читаю надписи и таблички вокруг, и история оживает: «В этом доме... жил герой Отечественной войны 1812 года князь Петр Иванович Багратион», «Фаберже»... Вот и оно, нужное мне здание.
Нам предстояло путешествие по нему, которое одновременно стало и путешествием в прошлое. А нашим проводником по времени и пространству стала очаровательная петербурженка Ольга Юрьевна Чулкова.
Экскурсия началась в большой просторном зале, который украшала статуя в античном стиле, но... с телефонной трубкой в руках.
Нам рассказали о том, что начало коммерческой эксплуатации телефонной связи в России положил император Александр III. Именно он утвердил положение «Об устройстве городских телефонных сообщений». Этот документ предоставлял право частным предпринимателям устраивать и содержать городские телефонные сообщения, предназначенные для общего пользования. Первые телефонные компании заработали в Москве и Петербурге практически одновременно - в июле 1882 года. Но можно заглядывать еще глубже в историю, вспоминая получение патента на телефон Александром Беллом 7 Марта 1876 года; открытие первой телеграфической станции в России в 1852 году в Москве; создание электромагнитного телеграфа (1832) и другие события, о которых можно прочитать на сайте проекта «История связи».
Затем мы перешли в соседний зал поменьше, где когда-то очень давно, еще до революции, трудились барышни-телефонистки. Коммутация на телефонных станциях осуществлялась тогда вручную. Вот этот зал тогда:
БАРЫШНИ-ТЕЛЕФОНИСТКИ
Нам поведали о высоких требованиях к девушкам, которые претендовали на эту престижную и высокооплачиваемую работу. Они получали по 30 рублей в месяц. Для примера: самый высокопрофессиональный рабочий в Санкт-Петербурге в то время получал 12 рублей.
- Отбор бы строжайший, как в Америке, как по всему миру, так и в Санкт-Петербурге. Это должны были быть девицы в возрасте от 18 до 25 лет. Почему незамужние? Чтобы лишние мысли не отвлекали их от соединения абонентов и не допускались ошибки. Девушки должны были быть прекрасно образованными, владеть несколькими иностранными языками, происходить из хороших семей, иметь прекрасные зрение и слух, стрессоустойчивость. Рост у них должен был быть не менее 165 см, чтобы во время работы они могли не вставать, соединяя абонентов. А еще, судя по фото, они все были красавицами...
Кроме того, по словам нашего гида, барышни-телефонистки должны были быть очень работоспособными. Трудились они шесть дней в неделю, их рабочий день длился от 10-11 часов. Конечно, были перерывы для отдыха, но все рабочее время они должны были быть очень сосредоточенными и не отвлекаться.
Причем в течение первого года девушек даже не брали в штат, а первый свой законный отпуск они получали через два года работы.
Журналисты в бывшем зале ручного коммутатора
Соединение должно было занимать 8 секунд. Загоралась лампочка, слушали, говорили по инструкции: «Станция, какой номер желаете набрать?»
Память у девушек должна была быть отменной... Уже к 1886 году число абонентов составило: в Санкт-Петербурге – 1105, в Москве – 707, в Варшаве – 548, в Одессе – 541, в Риге – 406. Девушки должны были помнить фамилии, имена и отчества абонентов, их статус. Но вступать в разговоры не разрешалось.
Профессия была очень престижной и загадочной, что не мешало сочинять про нее анекдоты. Например: «Барышня-телефонистка самая доступная женщина в мире: стоит только поднять трубку»...
Или: снимается номер, барышня говорит: «Станция». «Соедините с моей женой». «Номер?» «Девушка, но я же не шах, у меня нет гарема, чтобы я нумеровал жен». То есть абоненты могли не знать номеров, они знали конкретного человека. Это показывает, какая нагрузка шла на девушек. При этом в зале находился наблюдатель, который следил за тем, чтобы девушки не ошибались, не грубили клиентам.
В этот же зал однажды ворвались вооруженные люди... «В первую голову необходимо захватить телефон, телеграф, вокзалы и мосты», – эту фразу, сказанную Владимиром Лениным перед Октябрьской революцией 1917 года, знают все.
- Когда ворвались солдаты, некоторые барышни ушли со своих рабочих мест, - рассказывает Ольга Юрьевна. – Но другие остались, помогали солдатам и приобщали их к работе, потому что ни на секунду связь не прерывалась. Во время Великой Отечественной войны, во время блокады, женщины-телефонистки тоже несли постоянную службу, когда заканчивалась их работа как телефонисток, они поднимались на крышу, спасая дом, и ни одна бомба не попала, ни один снаряд! Дом не пострадал, и ни на минуту телефонная связь в блокадном Ленинграде не прерывалась благодаря отважным телефонисткам. Затем в советское время они работали в справочной службе, коллектив был очень дружный.
СЛУЖБА ВРЕМЕНИ
Затем мы спустились куда-то глубоко вниз, нас привели в помещение со смешным названием «Перчаточная». Здесь происходит соединение кабелей, которые идут из разных адресов, они собираются по номерам воедино и группируются по номерным емкостям. Устройство напоминает ладошку с пальцами, поэтому связисты назвали его «перчаткой».
А еще нам показали цифровую станцию.
Там мы увидели всякие технические интересности, вроде плат цифровой АТС:
Затем наш путь лежал в связи спецслужб (у некоторых загорелись глаза, но оказалось, что речь шла о таких спецслужбах, как скорая помощь, например).
Станция производства компании Siemens установлена в 2003 году, подарена городу на 300-летие. С тех пор наращивается емкость абонентов. Все они расположены в разных частях города, но управление происходит именно отсюда.
Сотрудник узла спецслужб Санкт-Петербурга Игорь Ладыгин поведал нам о работе этой станции, собирающей все вызовы на номера телефонов, которые начинаются с цифры «0» - то есть экстренные и справочные службы.
«Узел спецсвязи с новым оборудованием от Nokia заменил старое оборудование в 2000 году, - рассказал нам специалист. - Он обрабатывает в сутки до 60 тысяч вызовов. В экстренных случаях, когда в городе происходят нарушения в работе хозяйственных служб – до 90 тысяч. Но и это не предел. Мы можем обрабатывать до 200 тысяч совершенно спокойно. Поскольку речь идет об обеспечении жизнедеятельности города, то требования к бесперебойности работы очень высокие. Это железо, с ним всякое может случиться. Поэтому предусмотрено резервирование, обходные пути, чтобы человек в любом случае мог дозвониться».
По словам Игоря Ладыгина, около 30 тысяч звонков в сутки поступают в службу времени, «060» или «Говорящие часы». Этот блок сообщает людям точное время. Корректировка времени проводится вручную, примерно раз в неделю инженер станции поправляет эти часы на плюс-минус 10 секунд.
#OLD
Затем мы оказались в музее, где собраны старинные телефоны, фотографии, справочники разных лет прошлого века. Мой инстаграм пополнился многочисленными картинками с хэштегом #old.
И каких только удивительных аппаратов там ни было!
Например, люксовый телефон Elektrisk Bureau Kristiania 1879 года из Норвегии с резным фасадом из чугуна на подставке с ножками в виде львиных лап, который считается одним из самых красивых в мире:
Американский настольный телефонный аппарат 1906 года Automatic Electric. Этот телефон с 11-значным наборным диском и оригинальных выносным звонком использовася в различных службах, офисах и частных домах:
Аппарат руководителя, аналог современной мини-АТС:
А еще настольный телефон 1915 года Grammont из Франции, который находился в частных домах; криптотелефон, который использовался спецподразделениями силовых структур в 30-40-е годы для прослушивания сигналов проводной связи; телефоны-автоматы из нашего детства, всевозможные справочники...
Образцы исторического медного кабеля и многое-многое другое.
Но в этом музее собраны не только старинные вещи, но и суперсовременное оборудование.
Здесь, например, можно увидеть офисный мультимедийный телефон Polycom VVX серии 1500 с видеосвязью, предназначенный для руководства компаний, с бизнес-приложениями и всевозможными возможностями.
Поэтому закономерно, что наша экскурсия по музею завершилась презентацией Новой телефонии.
ОТ МЕДНОГО КАБЕЛЯ - К ОБЛАКУ
Когда-то могло показаться невозможным, что можно отправиться в поездку и при этом быть доступным по номеру стационарного телефона, но теперь, с переходом на IP-телефонию, это стало реальностью.
«При подключении Новой телефонии нет необходимости организации абонентских линий, для подключения услуги нужен только доступ в Интернет, причем от любого провайдера, - рассказал нам специалист компании. - Услуга не имеет географической привязки. Доступ к корпоративной телефонии можно получить из любой точки мира, где есть подключение к Интернету, а не только из своего офиса».
Тему воплощения технических фантазий в жизнь продолжили вице-президент компании Ростелеком – Северо-Запад Андрей Балаценко и генеральный директор компании RAIDIX Александр Каташов, которые присоединились к нашей беседе.
«Сегодня много говорят, что телефония уходит и все уходят в интернет. Но не закончится у людей потребность разговаривать, я в этом уверен, - сказал Андрей Балаценко. - Это, может быть, перейдет в другие технологии, и уже переходит. Уже есть возможность соединения на уровне облака. История продолжается: изменяя технологии, мы не меняем право и желание людей общаться... Миссия нашей компании сделать так, чтобы каждый человек в стране, независимо от того, где он проживает, не чувствовал себя оторванным от мира. Чтобы у него была доступная информация и возможность эту информацию отдать».
Вице-президент подчеркнул, что сейчас важная задача «Ростелекома» – создавать большие хранилища данных, ведь люди передают друг другу огромные объемы информации, работают и такие проекты, как видеонаблюдение. В итоге необходимо хранить и анализировать колоссальные объемы, которые измеряются терабайтами в сутки. Именно этим – правильной организацией хранения огромных и постоянно растущих массивов данных – занимается российская компания RAIDIX, создающая продукт мирового уровня, в которую инвестировал «Ростелеком».
Руководитель Raidix, в частности, сказал нам:
«Если мы возьмем все данные в мире, накопленные за человеческую историю, то в течение следующего года будет создано такое же по объему количество данных. Это ведет к тому, что нужны всегда новые подходы, которые обеспечивают быстрое и надежное сохранение информации».
- Как вы представляете будущее телекоммуникаций? – спросил нас в завершение встречи вице-президент «Ростелекома».
Журналисты начали выдавать версии: «чипы», «телепортация»...
- Сейчас такие вещи, как телепортация, кажутся неосуществимой мечтой, - сказал Андрей Балаценко. – Но отмотайте больше чем на 100 лет назад: Россия – громадная страна, наместник с Дальнего Востока ехал на доклад к императору три месяца, а теперь в течение недели туда и обратно летают по несколько раз. Так что вполне возможно через сто лет назад в этом здании будут вспоминать, как нам с вами что-то казалось недостижимым. Поэтому главное – мечтать. Если есть мечта, то ты к ней идешь.
Фото на память
HOME, SWEET HOME
Завершить свой рассказ о своем путешествии в Питер я все же хочу той информацией об истории и современности, которые связаны с новгородской землей.
Оказывается, именно на территории нынешней Новгородской области прошли первые опыты по передаче речи по телеграфным проводам на большие расстояния (150 верст). Это был первый в российской истории междугородный звонок - из Санкт-Петербурга в Малую Вишеру, который состоялся в ноябре 1879 года.
Вот что писал о телефонном разговоре между Малой Вишерой и Петербургом начальник Петербургского почтово-телеграфного округа в своем рапорте:
«Сигнальные свистки были слышны весьма ясно, но разговорная речь не выходила сполна, потому что некоторые слова нельзя было расслышать, и вообще звуки речи получались весьма глухие и по характеру похожие на звуки, исходящие из отдаленного расстояния, вернее из подземелья. Это обстоятельство показало, что избранное расстояние Санкт-Петербург - Малая Вишера в 150 верст весьма велико и непропорционально силе индуктивного тока, возбуждаемого магнитами телефонов».
Ну а в наши дни уровень цифровизации местной телефонной сети в Новгородской области составляет 98 %. Причем в этом году «Ростелеком» планирует перейти на 100% цифровизацию.
Фото: предоставленные «Ростелекомом», автора и из открытых источников в интернете.
Источник: Ваши Новости