На Маклаевские чтения в Окуловку приехал Миклухо-Маклай
В Окуловке прошли 30-е Маклаевские чтения. Их участники в этом году празднуют два юбилея – 17 июля исполнилось 170 лет со дня рождения исследователя, а 20 лет назад в Окуловке установили памятник Миклухо-Маклаю.
К чтениям у скульптуры уложили новую плитку, заменили скамеечки и бордюрные камни, установили прожекторы, высадили новые цветы.
На праздник приехали научные сотрудники и доктора наук из многих институтов.
Почётными гостями чтений стали потомки Миклухо-Маклая. На этот раз Ольга Андреевна Миклухо-Маклай приехала в Окуловку на праздник вместе со своим племянником Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем – полным тезкой своего далёкого предка:
– Я впервые на Маклаевских чтениях, хотя в Окуловке бывал до этого не раз, – признался Николай Николаевич.
Пожалуй, самой интересной частью научной конференции явился доклад Елизаветы Веселовской, старшего научного сотрудника лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН, на тему: «Научная реконструкция внешнего облика знаменитого этнографа и антрополога Н.Н. Миклухо-Маклая». Со сцены Дома молодёжи присутствующим рассказали о сложной процедуре восстановления внешности путешественника.
– Зачем мы это делаем? – говорила Елизавета Веселовская. – Ведь, кажется, есть множество фотографий учёного, зарисовок, портретов и так далее. Но нужно понимать, что рукотворные работы не могут детально и качественно передать реальный облик человека. Что касается фотографий, то и здесь есть свои нюансы. Первое: фото тех времён очень часто просто некачественны. Второе, что тоже нужно учитывать – Маклай на всех изображениях предстаёт перед нами с густой растительностью на лице: борода, усы, длинные вьющиеся волосы. Всё это не позволяет полностью восстановить внешность учёного.
Сотрудники Института антропологии провели исследование черепа Миклухо-Маклая, сняли с него все необходимые замеры, сделали копию.
– Благодаря проведённой процедуре мы узнали некоторые детали описательной части внешности Николая Николаевича: очень крупная мозговая часть черепа, можно сказать, что нос выступал значительно и, в общем, черты лица были достаточно крупными. Также у великого путешественника был крупный и, как говорится, волевой подбородок.
Кстати, ещё на открытии чтений Веселовской бросилось в глаза поразительное сходство внешности одного из присутствующих с реконструированным портретом путешественника. Каково же было изумление реконструктора, когда она узнала, что человеком, поразительно похожим на Миклухо-Маклая, оказался его далёкий потомок.
«Только нос у меня не такой выдающийся», – отшучивался потом Николай Николаевич.
Как оказалось, кроме внешнего сходства современный Миклухо-Маклай имеет и тягу к дальним путешествиям:
– Весь мир я не объездил и по маклаевским местам не прошёл. Но до 25 лет я постоянно путешествовал: и море, и дальние странствия меня влекут просто безумно. Видимо, правда, играет в жилах кровь моего великого предка.
Фото: Алёна Зуевская
Источник: Ваши Новости