Свинарник раздора, или как вонь отравляет жизнь одной новгородской деревне
В современных деревнях немногие держат скот. А их жители и дачники, судя по всему, настолько отвыкли от соседства с ним, что появление коров и свиней за забором, особенно в больших количествах, зачастую становится едва ли не чрезвычайным происшествием. В прошлом году мы писали о конфликте в деревне Лукинщина, а в этом – аналогичное противостояние развернулось в Моисеевичах.
Осенью у жителей одной из улиц этой поозерской деревни появились новые соседи. Семья Никифоровых практически сразу завела корову и пятерых поросят. Для их содержания был приспособлен бывший дровяник на приусадебном участке. Эта часть деревни раньше была занята дачами, поэтому участки здесь очень узки. Сарайчик, в котором Никифоровы поселили корову и поросят стоит прямо под окнами соседского дома, недалеко от него – и баня.
До прихода весны особого дискомфорта подсобное хозяйство жителям окрестных домов не доставляло. Но стоило только мартовскому солнышку начать пригревать, как по округе пошёл неприятный запах.
– Мы 26 лет жили нормально, а сейчас – как в свинарнике, – негодует один из соседей Никифоровых Игорь Хезин. – Зимние рамы снять, чтобы открыть форточки, мы не можем, а на днях была жара – +30°С.
Местные пенсионеры жалуются, что к ним отказались приезжать дети с внуками. Некоторые перестали топить бани.
Василий Плюта, у которого свинарник оказался под окнами спальни, решил помочь соседям перенести его подальше от домов. Они привёз из города два металлических контейнера. Вскоре после этого Никифоровы привезли в Моисеевичи ещё 15 поросят. Сейчас в хозяйстве у семьи – 16 свиней (четырёх они уже забили). Их держат в уже упомянутых металлических контейнерах. Корова недавно отелилась. Она с телёнком по-прежнему занимает бывший дровяник. Кроме них Никифоровы держат кроликов.
– На корм скоту они привозят рыбные отходы, – говорит Плюта. – Представляете, каким букетом запахов гнилой рыбы, картошки и навоза нам приходится дышать.
Односельчане Никифоровых опасаются, что отходы жизнедеятельности скота могут испортить воду в колодцах. Они, по словам местных жителей, связаны между собой, а ближайшие находятся в считанных метрах от свинарника.
Некоторые соседи попытались найти общий язык со скотовладельцами. Другие решили воздействовать на них путём обращения в различные инстанции.
В комитете по земельных ресурсам администрации Новгородского района соседу, пожаловавшемуся на Никифоровых, сообщили, что закон «О личном подсобном хозяйстве» «не ставит ограничений на то, что будет выращиваться и какие животные будут разводиться на земле в статусе ЛПХ».
Работники департамента сельского хозяйства и комитета ветеринарии Новгородской области по заявлениям соседей ездили в Моисеевичи с проверками. Однако нарушений ветеринарного законодательства, правил содержания животных и санитарных норм не выявили.
До переезда в Поозерье Никифоровы жили в Трубичине. Жители Моисеевичей убеждены, что уехать оттуда им пришлось из-за конфликта с соседями.
– В Трубичине мы жили семь лет, под 50 свиней держали, – парирует Елена Никифорова. – Никто никогда не жаловался, никаких трений не было. Здесь у нас были уже четыре проверки. Никаких нарушений не нашли. У нас всё вывозится, в хлеву никогда нет жижи. В деревне испокон веков держали и свиней, и кроликов. Сейчас люди превратились в интеллигентов, запах им мешает. У меня тоже дети приезжают, мы ни разу не задохнулись. Сейчас все приветствуют людей, которые занимаются личным подсобным хозяйством. Пусть тоже заводят скот, а не нравится – пусть едут жить в город.
Хозяйка заявила, что планирует строить двор для скота в удалении от жилых домов, и односельчанам нужно чуть-чуть потерпеть. Однако она не верит, что соседей это устроит.
Не разделяет Никифорова их тревоги о возможном отравлении воды в колодцах:
– Ничего туда не просочится. У нас здесь песок. На участке, у двора нет навозных куч.
Жители Моисеевичей убеждены, что действующее законодательство необходимо уточнять. По их мнению, необходимо ограничить допустимую численность скота в личном подсобном хозяйстве. Руководитель новгородского управления Россельхознадзора Николай Макиевский подтвердил «ВН», что попытка внести такие поправки в законодательства предпринималась.
– В любом случае, если подобные поправки будут приняты, речь будет идти о десятках голов, – говорит Макиевский (соседи Никифоровых считают, что в подсобном хозяйстве не должно быть больше одной-двух коров, свиней и так далее). – В настоящее время граница между личным подсобным и фермерским хозяйствами не опеределана.
Корреспондент «ВН» побывал в Моисеевичах в дождливый прохладный день. На улице неприятного запаха не чувствовалось. Обнаружился он только в непосредственной близости от свинарника. Соседи заверили, что в жаркие солнечные дни навоз благоухат гораздо сильнее. «Как работать в огороде?», – практически в отчаянии вопрошают люди.
Судя по всему, хозяевам окрестных домов придётся придётся привыкать к запаху навоза и ждать, когда скотный двор перенесут подальше от домов.
Источник: Ваши Новости