Проверено «ВН»: вокруг озера Тигода теперь не пройти, не проехать

24 августа 2016 год, 12:20
Проверено «ВН»: вокруг озера Тигода теперь не пройти, не проехать

Поездка по узкоколейке разительно отличается от передвижения по обычной железной дороге.

Если в спальном плацкартном вагоне или купе пассажир в окошко просто наблюдает за проплывающими мимо него облаками и деревами, то здесь, в товарно-пассажирском, ветка березки может даже больно хлестнуть по щеке – надо быть все время начеку, если смотришь или тем более высовываешься в окно.

А потом, если на обычном железнодорожном полотне вагон сойдет с рельса, то это ЧП на всю страну, а тут – обычное дело. Пассажирам придется поучаствовать в деле становления своего вагончика или локомотива весом 18 тонн на путь истинный.

С такими мыслями мы едем от станции Рогавка… в болото. Здесь, в Новгородском районе, близ Тесово-Нетыльского, вокруг торфопредприятия их множество. Что интересно, само предприятие работает ни шатко ни валко, дела там плохи – дай Бог нынче за лето чуть выдать торфа для удобрений, а вот малый туристический бизнес процветает.

- Когда мы задумали возить туристов, то рассчитывали работать только на выходных, но практика показала, что спрос на поездки по узкоколейке большой, и он растет, - рассказывает нам директор музея техники под открытым небом Алексей Помигуев. – Так что мы организуем экскурсии, поездки на пикник, за ягодами и грибами теперь и в обычные дни.

Малое предприятие уже получило грант от областного правительства на развитие, и теперь планирует расширяться. Путейщикам-музейщикам остается только локти кусать по поводу утраченного… Если бы с 50-х годов прошлого века можно было оставить все как есть – какой бы в Тесово-Нетыльском был бы туристический Клондайк!

Вы только представьте себе: узкоколейные дороги в отдельно взятом поселке решали чуть ли не все социальны проблемы. Они были проложены по сельским улицам и забирали рабочих на очередную смену, детей возили в школу… Предприятие ежедневно отправляло 15 железнодорожных составов торфа стране, демонстрируя при этом организационный и технический уровень, превосходящий угольную промышленность.

Эх, рельсы-рельсы, шпалы-шпалы – ходит поезд запоздалый… Теперь осталось всего 12 км узкоколейки в сторону болота.

Увы, вокруг озера Тигода, на дне которого покоятся несметные (и никому пока ненужные) залежи целебного сапропеля, туриста не провезти. А кто виноват? Пресса виновата. В 2007 году тоже устроили тур для журналистов с целью привлечения инвесторов – вот они и набежали, бизнесмены аховы, с болгарками. И давай пилить узкоколейку на металлолом.

Остановили, конечно, хулиганов, но пути из метровых рельсиков уже не восстановить. Очень жаль, потому что раньше туристам открывались красоты озера по всей его береговой зоне. На дрезине можно было подъехать к той части его, где можно пройти на Ореховый остров. Он действительно покрыт ореховыми деревьями. И нынче урожай, судя по всему, но … не достать.

В музее ждут новый узкоколейный тепловоз. Начальство РЖД, узнав про полезные начинания тесово-нетыльских музейщиков, обещало помочь, и этой осенью по автодороге доставить восстановленный ТУ-4. Сами же путейцы закупили и восстановили пассажирский вагон-трансформер немецкого производства, полученные еще по репарации в послевоенные годы. До сих пор в отличном состоянии! Боковые лавки для сидения в нем превращаются, лавки превращаются, лавки превращаются… в удобные двухъярусные нары!

В арсенале музея также вагон-столовая, дрезина «пионерка» - для желающих покататься с ветерком за ягодами и грибами, а также автодрезина – прототип автопоезда, о котором грезило областное правительство в разгар кризиса с местными электричками. То есть в 50-е годы прошлого века люди легко справлялись с транспортными проблемами, которые сегодня нам кажутся неразрешимыми.

По стране сейчас немало мест, где можно покататься по узкоколейке, но в Тесово это можно сделать на действующем предприятии, и в этом существенное отличие. В болоте же мы увидели множество брошенной, как нам показалось, техники – тракторов, бульдозеров, торфоуборщиков, путеукладчик. На самом деле, как нас уверили, все экспонаты музея под открытым небом еще можно завести и пустить в дело. Руки только приложить надо. В Нетыльском уверены, что торф – дело перспективное.

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь