Фронтмен группы «Северный флот»: «Для меня загадка – что, кроме шансона, приемлет русская ментальность»

20 сентября 2016 год, 11:05
Фронтмен группы «Северный флот»: «Для меня загадка – что, кроме шансона, приемлет русская ментальность»

В выходные группа «Северный флот», образовавшаяся из осколков «Короля и шута», презентовала в Великом Новгороде свежий альбом «Мизантропия». Перед концертом корреспондент «ВН» поговорил с фронтменом коллектива Александром Леонтьевым.

Вопрос о текущей программе музыкант задать не дал, прервав с некоторым раздражением: «С выхода альбома прошло больше полугода. Мы уже болеем другими песнями. Обсасывать эти не хочется. Я уже, по-моему, несколько раз довольно пространно высказался о них».

После этого мы попросили Александра рассказать, трудно ли было уйти от стилистики «Короля и шута».

– Для того, чтобы оставаться в стилистических рамках «Короля и шута», нам пришлось бы поднапрячься и делать не то, что нравится, – заявил Леонтьев. – Разные композиторы – разный подход. От музыканта в данном случае ничего не зависит. Мы – музыканты «Короля и шута», но это никак не привязывает одно к другому. Простой пример – группы «Rage Against the Machine» и «Audioslave». Музыканты одни и те же, а в музыке вообще ничего общего нет. Или барабанщик «Нирваны» в «Foo Fighters»...

– Значит ли это, что идеи, которые воплотились в песнях «СФ» вынашивались давно, или вам пришлось специально садиться и сочинять новые композиции?

– Что-то вынашивалось, что-то не вынашивалось. То, что я вынашивал ещё в 90-е сейчас, сейчас играть смешно. Пришлось сидеть и сочинять. Творчество – это живой процесс, растёшь, слушаешь музыку.

– Были ли у вас какие-то конкретные ориентиры при написании музыки для «Северного флота»?

– Любой современный композитор – это совокупность того, что он слышит. Все великие группы стоят на плечах титанов. Нельзя сказать, что мы что-то заимствуем что-то конкретное, просто что-то слушаем для самообразования. Интересоваться музыкой, узнавать какие-то новые вещи, делиться ими – это нормально, неправильно – косить. Сейчас модно наряжаться в какого-то популярного персонажа – в Джека Воробья или в Горшка. Подражать голосу Горшка. Это – какая-то некрофилия. Это не является проявлением уважения к творчеству, скорее – это попытка потешить самолюбие. Мы слушаем какую-то импортную музыку, что-то берём для себя.

– А из отечественных коллег, на ваш взгляд, сейчас кто-нибудь делает что-то интересное, новое? Можете кого-то выделить?

– Не могу.

– Наверняка вы испытали контраст, когда из стадионной команды, которой был «Король и шут»...

– (прерывает) «Король и шут» был стадионной командой очень недолго, начиная, пожалуй, с 2000-го года, несколько лет. Это нормально, любая группа переживает разные периоды – взлёты и падения. Думаю, что «Король и шут» вернулся бы обратно на стадионы, если бы Миха (Михаил Горшенёв – форнтмен «КиШа») был жив. То есть мы пережили определённое падение, стагнацию, и к последнему «Нашествию» мы уже довольно бодро поднимались обратно. Я владею этой информацией, народу стало больше на концерты приходить. У каждой групппы есть взлёты и падения. Не нужно делать из «Короля и шута» какую-то всенародно любимую легендарную группу. Кому-то она нравилась, кому-то – нет. Просто было время, когда каждый второй пацан или девчонка в стране так или иначе котировали «Король и шут». К концу 2000-х такого ажиотажа не было. Бывали города, в которых по 300 человек приходило на концерты, где-то – по 200. В то же время в Москве могло собраться и несколько тысяч. На «Северный флот» сейчас в Москве пришло 1700 человек, а бывает, в каком-то городе собирается 150.

– От города зависит.

– Чёрт его знает, от чего это зависит. Столько факторов... Может, мы не нужны никому в этом городе, может, организаторы какие-то дебилы, или бабла у людей нет, даты концерта пришлись на то время, когда люди зарплаты дождаться не могут.

– Тогда как вы оцените нынешнее состояние «Северного флота»? Группа переживает подъём?

– Никак не оцениваю. Команда ещё находится в стадии яйца. Я не считаю, что мы чего-то добились. Я вижу в нашей музыке больший потенциал, чем мы сейчас реализуем. Отношусь к этому философски. Может быть ни хрена не получится, я через пару лет пойму, что больше не могу, и мы перестанем этим заниматься. Вернее, я перестану, не знаю, как парни. Например. Я не исключаю такого варианта.

– А не было такого варианта в момент, когда не стало Михаила?

– Чё, ты думаешь, мы собрались на партсобрание: что дальше делать? Ты просто не понимаешь, что в «Короле и шуте» был Миха. Когда это случилось, нам не до мыслей было, что дальше делать. Дня через три, наверное, мы подумали, что, наверное, стоит дальше играть. Каких-то далеко идуших планов не было. Это всё по ходу организовывалось. Я даже понятия не имел, смогу ли я потянуть написание материала. Всё приходится делать с нуля. Пока в отношении нашей группы я не могу никакую градацию провести, дать какую-то оценку. Пока, по любым меркам, мы – никто.

– Тем не менее, вы ездите с туром, даёте сольные концерты.

– У нас в стране 90 миллиардов групп, которые – никто, играют сольники. Есть клубы, есть сольники. Есть музыка – г*вно (далее – г*), есть – не г*. Но это же не значит, что у групп, музыка которых – г*, не будет сольников. Мы для кого-то тоже г*, и при этом играем сольники. С разной степенью успеха. Бывает, что-то зарабатываем, бывает – ни хрена. Каким-то огромно прибыльным бизнесом это не является.

– Получается, всё держится почти на одном энтузиазме?

– По факту, да.

– И как надолго вам хватит запала?

– Я же уже сказал, неизвестно. Но я не исключаю варианта, что мы запишем какой-то гипер-успешный сингл или альбом.

– Вы согласны, что у нас в стране нет развитой музыкальной индустрии?

– Музыкальной индустрии у нас нет. Когда-то в начале 90-х всё это зарождалось очень активно в больших городах, типа Питера, Ёбурга, Москвы. Но потом это скатилось в тухляк. Но это никак не связано со степенью успеха. Причина всегда одна: нужна твоя музыка или нет. Причём, может, музыка и офигенная, но она никому не нужна. Вивальди – офигенная музыка? Но я сильно сомневаюсь, что у нас в стране хотя бы 1% людей, которые слушают Ваенгу, а их до фига, слушают Вивальди. А приедет «Ленинград» с «Лабутенами» и сколько он соберёт народу? Тысяч семь. Это не значит, что Шнуров – лучше композитор, чем Вивальди.

– Но это не значит и то, что Шнуров плохой композитор.

– Я этого аргумента вообще не понимаю. Я тебе пытаюсь объяснить, какая музыка хорошая, а какая – плохая. Вивальди – хорошая музыка, и никому, по большому счёту, не нужная здесь в России. Фамилию Моцарта знают все, а спроси у этих всех, когда они Моцарта специально в наушниках слушали. Скорее всего, никогда. По радио, может быть. Но так, чтобы найти в хорошем качестве, поставить, – нет. В отдельно взятой стране это никому не нужно. Я к тому веду, что не считаю наше творчество хреновым, я считаю его хорошим, но я прекрасно понимаю, что оно может быть никому не нужным. Поэтому, если у нас ничего не получится, это не значит, что мы – г*. Мировая история рока знает, наверное, десятки тысяч достойнейших коллективов, которые ничего не добились.

– Вы уверены, что за границей Моцарта слушает большее количество людей?

– Я не пытаюсь сравнивать количество людей, которое слушает Моцарта здесь и за рубежом. Я к тому, что музыкальная индустрия на Западе есть, а здесь её нету. Не путай горячее с вонючим.

Такое явление, как джазовые фестивали, у нас дышит на ладан. Они есть, но на фоне тех, которые проходят на Западе, в Америке, где народ собирается, сидит на травке, слушает джаз, у нас где-нибудь в Вышнем Волочке собрать людей на джаз – нереально. Популярность джаза показывает уровень ценимости музыки в этой стране. Джаз – музыка очень высокого уровня.

Взять какой-нибудь студенческий город типа Бостона и пройтись по нему в пятницу вечером. Клубов десятки, и в каждом играет одна, две, три группы за вечер. Причём, я могу сказать, достойнейшие группы. Когда у нас в первый раз были гастроли в Штатах, я охренел. Мы вышли прогуляться после саундчека по улице, слышим, какие-то коллективы строятся. У нас так, я извиняюсь, зубры наши играть не умеют. Музыканты уровня ДДТ играют не лучше этих парней. А их там, этих групп, сотни. Другая конкуренция, другой отбор. Я не знаю, с чем это связано. Может быть, русская ментальность в таком виде американский рок не приемлет. Для меня загадка, что, кроме шансона, тогда русская ментальность вообще приемлет. Фолк тоже особо не котируют. Загадка, какая музыка может в этой стране выстрелить.

Последнее, что было новое – это Земфира. С тех пор ничего такого же масштаба не появилось. У меня в «Facebook» есть в друзьях Миша Козырев, он постоянно какую-то музыку новую постит, но на 90% это всё – импорт. Я не говорю, что у нас интересных проектов совсем нет. Я про масштабность говорю, когда звезда всенародная, когда у каждого второго гопника есть её CD. Последней была Земфира, незадолго до неё был «Мумий Тролль».

– И вы не видите никаких поводов для оптимизма?

– Я довольно давно начал понимать, что оптимистом может быть только ребёнок или идиот, ну либо наркоман. Человеку в неизменнном сознаниии, глядя по сторонам, с возрастом должно становиться всё хуже и хуже, он должен всё больше и больше видеть г*. Я просто стараюсь не лукавить. Люди, которые на камеру прикалываются, камедиклабовцы, клоуны какие-нибудь, я с уважением сейчас говорю, люди развлекательных профессий не являются оптимистами, это довольно грустные и пессимистичные люди. У них работа такая, публику веселить. А мне-то что притворяться? Оптимизм можно испытывать несколько раз в году, когда валяешься на пляжу, на солнышке, отключаешь телефон и расслабляешься. А здесь, приехал в Питер, идёт дождь, слякоть. Когда я был ребёнком, мне было нормально. А сейчас-то чего радоваться? Спасибо, что живой что ли? Не. Может это кризис среднего возраста. Но в данный момент времени я довольно пессимистичен. Соответственно, и творчество такое. Может, что-то изменится, но пока что всё не очень хорошо.

Фото: Андрей Бессонов

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь