Спектакль о Карамзине – для взрослых и умных

26 сентября 2016 год, 16:37
Спектакль о Карамзине – для взрослых и умных

Недавно на пресс-конференции, посвященной новому сезону, Заслуженный артист РФ Всеволод Чубенко рассуждал о недостатке информации о театре в СМИ и об острой нехватке качественной театральной критики. По его словам, это сейчас самая большая беда театра. Да и не только сейчас. Вся это неприятная история длится уже много лет.

«В советское время была культура критики, количество и качество статей были намного выше, чем сейчас, - говорит Чубенко. - Зачастую журналисты приходят на премьеру и описывают, что было. Получается заметка на десять строчек, новость. Но анализа нет. Бывает еще: понравилось – не понравилось. А вы посмотрите – зачем это было, в каком контексте, что получилось, что не получилось, исходя из тех задач, что поставил театр. Тогда это интересно. Плюс или минус может быть какой угодно, это право каждого автора. Но тогда и я буду понимать – человек прожил это, думал, делал для себя выводы. А если просто «ой, как здорово», (а я знаю, что не здорово), то зачем меня облизывать? Все должно быть доказательно – «это хорошо, потому что…»

В пятницу я побывала на премьере спектакля «Карамзин. Портрет души и сердца».

И хоть я рискую попасть в глазах Всеволода Чубенко в число тех самых борзописцев, что пишут о театре по принципу «понравилось – не понравилось», но я все же начну с того, что мне понравилось. Мне было интересно. Но у меня есть личная причина, почему мне это было интересно – дело в том, что Карамзин говорил о декабристе Николае Бестужеве, исследованием творчества которого я занимаюсь уже много лет, что только он и мог бы продолжить «Письма русского путешественника». Но речь ведь не обо мне, поэтому все же попробую выйти за рамки «ой, как здорово!»

Скажу сразу: эта постановка для взрослых и умных людей. И создатели это понимают, поставив на афиши возрастное ограничение «16 плюс». Но дело все же не в количестве прожитых тем или иным человеком лет, а в его душевной взрослости. Поэтому спектакль может быть интересен одаренному ребенку лет 12-ти и скучен студенту или взрослому, равнодушному к учёбе и самообразованию. Я не рекомендовала бы приводить на эту постановку школьников младше указанного возраста, если учитель не уверен в поведении своего класса и в его стремлении к знаниям. Ну а если вы все же решили приобщить своих воспитанников к высокому искусству, дорогие педагоги, то предварительно проведите с ними разъяснительную беседу о правилах поведения в театре. Юноши и девушки весь спектакль парами бегали из зала и обратно, отвлекая и зрителей, и актеров.

Повторюсь: этот спектакль – для людей, которые хотят пополнять копилку знаний, для людей, которым интересна отечественная история и словесность. Старшеклассники гуманитарных классов, студенты, взрослые. Дорогие учителя, не надо загонять на него в театр школьников ради галочки о проведенном культурном мероприятии. Но это мое мнение. Возможно, представители театра и не согласятся со мной. Вдруг что-то в этом спектакле и заставит равнодушного школьника оторваться от игры на телефоне и задуматься?

А ведь такие яркие моменты, заставляющие задуматься, улыбнуться, испугаться, взгрустнуть в нём действительно есть.

Например, очень сильная в эмоциональном плане сцена – когда Карамзин с ужасом открывает для себя те зверства, что творил в Новгороде Иван Грозный. И не просто открывает, а переживает их, как наяву. Ведь творческие люди с богатым воображением и чувствительной душой не просто представляют ту или иную картину из прошлого (или сцену, созданную их фантазией), они живут в этом, видят происходящее, порой физически испытывают какие-то ощущения. Так, Виктор Смирнов рассказывал мне историю с Дмитрием Балашовым, у которого дома «бояре пировали», и он действительно ощущал себя на том пиру и видел его. Всеволоду Чубенко удалось передать то потрясение, что испытал Карамзин, открыв для себя страшную правду о трагедии Новгорода.

Или – не будем о грустном – сценка с маленьким Карамзиным, увлеченным книгами и игрой в благородных воинов. Хотя и в ней есть грустная нотка: мы смотрим на мальчика, размахивающего деревянным мечом, и понимаем, что он совсем недавно потерял горячо любимую мать.

Но не все так печально: ожившие картины из «Писем русского путешественника» заставляют взбодриться и улыбнуться - и интересным случаям, и красивому тексту, и отличной игре актеров.

Вспоминая самые яркие моменты спектакля, не могу не сказать о том из них, что вызвал гром аплодисментов. Сцена действительно сильная. Речь идет о споре на новгородском вече князя Холмского и Марфы Борецкой.

Напомню, Холмский от имени московского князя упрекает новгородцев в забвении общенациональных интересов и обвиняет в предательстве. Марфа говорит пламенно и уверенно о том, что Новгород не нуждается в подчинении Москве. Желание Иоанна повелевать славным и богатым Новгородом понятно, но что он сам может дать свободному и благоденствующему городу?

Очень хороша Татьяна Аркадьевна Каратаева и в этой сцене, и в спектакле в целом. Очень порадовала также игра Анатолия Устинова. Да и вообще все актёры - молодцы. 

После пресс-конференции, на которой режиссер-постановщик Александр Черкашин (он же – автор пьесы) пылко говорил о Карамзине, мне было интересно увидеть, как он сможет выделить самое важное из колоссального объема полученной информации (и что именно выделит), как увяжет между собой в единое полотно моменты из биографии историка, сцены из его литературных произведений, факты, мнения родных Карамзина и других его современников.

И мне кажется, что всё-таки Черкашину удалось создать портрет души и сердца Карамзина, как и планировалось. По-крайней мере, для меня Николай Михайлович стал реальнее, вышел за рамки книжной иллюстрации, ожил в воображении... Кроме того, этот спектакль помогает осознать величие его подвига. 

Добавлю, что в спектакле активно используется видеоэкран. Это позволяет показывать портреты людей, голосами которых говорят актеры театра, отрывки из художественных фильмов, новгородский кремль с высоты птичьего полета. Все это очень уместно, делает постановку информационно насыщенной и расширяет образовательные познавательные возможности спектакля.

Кстати завтра, 27 сентября, профессор Татьяна Шмелева (Татьяна Викторовна тоже была на премьере) прочитает публичную лекцию о Николае Карамзине. Начало в 13.00 в Гуманитарном институте в Антонове. Пока планируется аудитория 1208 в старом корпусе, но при наплыве желающих место возможно будет изменено.

Ну а спектакль «Карамзин. Портрет души и сердца» можно будет увидеть теперь 7 октября в 18 часов.

Фото: Сергей Гриднев

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь