Легендарный джазовый оркестр имени Олега Лундстрема выступил в Великом Новгороде
В 1985 году родилась крылатая фраза: «У оркестра Олега Лундстрема всегда было правило – не прибегать к услугам звезд. Звездами становились у Лундстрема»! На тот момент легендарному оркестру исполнилось уже полвека.
В 1935 музыканты покорили радиоаудиторию Харбина. Именно там - в северо-восточном Китае, - родился коллектив. Какое-то время новаторы под руководством молодого и талантливого Олега Лундстрема, реформирующие музыкальное направление тех далеких, довоенных лет, называли свое братство «Зеленый крокодил». Сложно сказать, как на самом деле, но музыкальные критики утверждают, что и до сих пор, сегодняшний оркестр имени Лундстрема доносит музыкальное своеобразие, - звучание, манеру, - аутентичное тридцатым.
После Второй мировой весь состав оркестра с семьями и детьми перебирается в СССР – и оказывается в затруднительном положении. И только, благодаря Татарской государственной филармонии и усилиям ее художественного руководителя Ключарева, оркестр не распался: террор против «возвращенцев» прекращен, но джаз – увы – не нужен.
С тех пор минуло множество лет, прошло грандиозное количество дорог, пластинок, экспериментов, но через дискографию можно проследить, что только в 1998 году оркестр Лундстрема впервые выступил в Московской консерватории, как джазовый оркестр, подойдя к золотому стандарту, признанию, который предъявляет большая сцена.
Выступление, которое искусно провел в Великом Новгороде композитор и художественный руководитель оркестра Борис Михайлович Фрумкин, началось именно с этой ноты. С темы долгой дороги.
«Новгородская публика нам очень дорога… Но в этом году мы были и в Центральной части России, на Дальнем Востоке… Уже забываем, как выглядит дом, и помним – самолеты, поезда, автобусы.
Трудный год, и мы мечтаем, чтобы он поскорее закончился. Но вы для нас – родная публика, и выступать для вас – радость», - тихо произнес Фрумкин.
И очевидно, что музыкантам такого уровня, доказывать уже нечего: техника была безупречной. Я в этом увидела усталость и суховатое равнодушие профессионалов, которое очаровывает публику, - а она что-то в джазе да смыслит! На самом деле, новгородцы – очень подготовленная публика.
И американскую вокалистку Дебору Браун, которая удивительно импровизирует на сцене, и глубокие аранжировки наши зрители воспринимали очень легко.
Казалось, что новгородцы пришли в гости к давнему товарищу, к оркестру, поговорить о том, что джаз – это не что-то новое, для слишком разборчивых, а тема, которая уже за сто лет стала классической, такой давней и привычной, что хочется вернуться в это состояние снова и снова.
«Пусть грянет оркестр» Гершвина, «Мы снова вместе» в аранжировке рижского музыканта Виталия Долгова, этюды Скрябина, композиции автора музыкальных тем, американца Нила Хэфти – оркестр имени Лунгстрема поделился лишь малой толикой своего знаменитого багажа.
И, как «Пена дней» Бориса Виана считается одной из лучших книг двадцатого столетия, так этот музыкальный коллектив можно считать одним из отличительных знаков эпохи. Мой персональный восторг объясняется одной деталью - Оркестр имени Олега Лундстрема и Виана объединяет та сама музыка, тот самый Дюк Эллингтон, тот самый авангардистский посыл:
«На свете есть только две вещи, ради которых стоит жить: любовь к красивым девушкам, какова бы она ни была, да новоорлеанский джаз или Дюк Эллингтон».
Фото: Сергей Гриднев
Источник: Ваши Новости