10 томов факсимильного издания Лицевого Летописного Свода XVI века и Елисаветградского Евангелия переданы в дар областной универсальной научной библиотеке от Общества Любителей Древней Письменности
Александр Смирнов в своем выступлении во время церемонии подчеркнул важность этого события: «Мы очень благодарны Обществу Любителей Древней Письменности и Герману Стерлигову в частности, за этот, поистине бесценный дар. В наше бурное время вопросы веры, вопросы духовного общения людей между собой уходят на второй план. Компьютер, телевизор вытесняют из нас, наших детей то разумное начало, которое с рождения заложено в человеке. А подобные встречи, изучение таких памятников древнерусской книжности, как Лицевой летописный свод, возвращают нас к тем истокам, основам жизни, которые мы утрачиваем. Бесспорно, эта книга будет интересна всем: и учёным, и просто любознательным взрослым, и детям».
Как сообщили в комитете культуры области, уникальное факсимильное издание – весьма ценный дар для областной библиотеки, чьи читатели теперь смогут увидеть точную копию раритета.Ведь добраться до него обычным путем весьма сложно, т.к. оригинал древнего памятника хранится частями в трех разных музеях и библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга и доступен лишь в редких исключениях научным сотрудникам. Помимо ценности издания как учебника истории до XVI века, книга хороша как шедевр древнерусской книжности, составленный как лицевой, то есть иллюстрированный свод – с удивительными картинками.
Председатель правления Общества Любителей Древней Письменности Герман Стерлигов, взявший на себя труд распространять это уникальное издание, уповал также на возрождения интереса к древнеславянскому языку, считая его основой для единения славянских народов, а также более богатым, чем современный русский язык. Всем желающим тут же были подарены краткие и понятные учебники древнеславянского языка. Искусство читать тексты на древнеславянском продемонстрировал сын Германа Львовича Сергий.
Общество Любителей Древней Письменности возникло в эпоху Великих реформ Александра II по инициативе известного историка князя Павла Петровича Вяземского и московского предводителя губернского дворянства графа Сергея Дмитриевича Шереметева. Их начинание поддержали сорок восемь учредителей - виднейших государственных деятелей, ученых и предпринимателей. Среди них: фельдмаршал князь А.И. Барятинский, граф А.В. Бобринский, директор московских Музеев В.А. Дашков, ректор Московского университета академик Н.С. Тихонравов, историки П.И. Бартенев и В.О. Ключевский, филолог и хранитель Румянцевского музея Е.В. Барсов, старший хранитель Императорской Публичной библиотеки Р.И. Минцлов, московский предприниматель и владелец художественной галереи К.Т. Солдатенков.
Устав Общества был утвержден 17 мая 1877 года Министерством народного просвещения на основании высочайше утвержденного 6 мая 1877 года положения комитета министров. Согласно первому основополагающему пункту Устава «Общество Любителей Древней Письменности» имело целью издавать славяно-русские рукописи, замечательные в литературном, научном, художественном или бытовом отношении, и перепечатывать книги, сделавшиеся библиографической редкостью, без исправлений». В соответствии с Уставом в круг изданий Общества вошли: рукописи Святого Писания с лицевыми изображениями и без оных; отдельные жития святых, пастырские поучения, слова, беседы и другие статьи духовного содержания; учебники старого времени, теоретические статьи по разным наукам и художествам; рукописи географического содержания, древние карты, планы и рисунки; исторические сочинения и переводы, летописи с лицевыми изображениями, хронографы, древнерусские переводы польских летописцев, рукописи, содержащие произведения словесности, не исключая и народной, и т.д.
На средства Общества только в 1870–1890-е годы было издано свыше 200 факсимильных изданий рукописей и их фрагментов, создана уникальная библиотека, музей и коллекция (хранящаяся ныне в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки), организовывались археографические экспедиции, субсидировались научные проекты. Общество занималось и самостоятельными научными исследованиями, по результатам которых проводились заседания, заслушивались доклады и сообщения, читались лекции. Общество пережило Октябрьскую революцию и прекратило свое существование в 1932 году.
Воссоздано Общество Любителей Древней Письменности после длительного перерыва четыре года назад, в 2008 году. За это время были изданы несколько наименований рукописей, а именно: Елисаветградское евангелие XVI века, Толковое Евангелие Святителя Макария и 10 томов Лицевого свода XVI века. Работа ведется силами благотворительного фонда «Общество Любителей Древней Письменности». Благотворительный Фонд располагается в Москве в Доме Пашкова.
Все изданные факсимильные издания распространяются благотворительно — любым людям, умеющим прочитать несколько строк на древнерусском. В стране и за рубежом уже роздано более 20 000 факсимильных изданий и их распространение продолжается.
В планах общества осуществить ещё более массовое издание Лицевого свода и издать более крупным тиражом для благотворительного распространения Киевскую Псалтирь, которая хранится в Российской национальной библиотеке.
За последние годы уникальный источник исторических знаний — Лицевой свод был вручён в десятках университетов, музеев и центральных библиотек в российских городах, а также в университеты и библиотеки Украины, Белоруси, Казахстана, Киргизии, Болгарии и Черногории.
Лицевой летописный свод XVI в. – памятник русской рукописной книги и шедевр древнерусской книжности. Это памятник мирового значения. Неофициально его называли Царь-книгой, по аналогии с Царь-колоколом и Царь-пушкой.
Лицевой (т. е. иллюстрированный, с изображением «в лицах») летописный свод был создан во второй половине XVI века по распоряжению царя Иоанна IV Грозного в единственном экземпляре для обучения его детей. Над книгами Лицевого свода работали митрополичьи и «государевы» мастеровые: около 15 писцов и 10 художников. Свод состоит из более, чем 10 тысяч листов и свыше 17 тысяч иллюстраций, причём изобразительный материал занимает около двух третей всего объёма памятника. Рисунки-миниатюры (церковного, исторического, батального и бытового жанров) не только иллюстрируют текст, но и дополняют его. Некоторые события предстают в книге не в описании, а только в рисунках. Миниатюры рассказывают читателям, как выглядели в древности одежда, воинские доспехи, церковные облачения, оружие, орудия труда, предметы обихода и прочее.
В истории мировой письменности нет памятника, подобного Лицевому летописному своду, как по широте охвата, так и по объёму. В его состав вошли священная, древнееврейская и древнегреческая истории, повествования о Троянской войне и Александре Македонском, история Римской и Византийской империй, а также летопись, освещающая важнейшие события России четырёх с половиной столетий с XII по XYI века. В Лицевом своде история государства Российского рассматривается неразрывно со всемирной историей.
Во времена Иоанна Грозного книга хранилась в Кремле. Позднее, в силу различных исторических обстоятельств, она оказалась разделенной на десять фолиантов. В XVII-XIX веках эти тома находились в частных собраниях, переходя от одного владельца к другому. Ими, в частности, владели Никон (Минов), Пётр I, Остерман, князья Голицыны. Постепенно рукописи оказались в фондах разных библиотек. На сегодняшний день Царь-книга частями хранится в Москве (в Государственном историческом музее) и Санкт-Петербурге (в Российской национальной библиотеке и Библиотеке академии наук).
Задача, которую поставило перед собой «Общество Любителей Древней Письменности», заключается в том, чтобы сделать Царь-книгу, учебник для царских детей, доступным для миллионов ребят России, а также стран Европы, Америки и Азии. С этой целью Свод, за исключением первых четырех томов – Священной истории, будет издаваться с параллельным переводом на ряд языков мира: английский, испанский, немецкий, французский, китайский, арабский, японский, португальский, итальянский, фарси, хинди, иврит.
Источник: Правительство Новгородской области