Quest Zone: почему квесты в реальности становятся все популярнее?
Квесты в реальности становятся всё популярнее и в столицах, и в таких небольших городах, как наш Великий Новгород.
Сайт http://questme.ru, посвящённый квестам, решил разобраться в причинах неослабевающего интереса к этому развлечению и обратился за комментариями психологам.
Татьяна Норвалейд, семейный психолог:
«Что касается действия квестов на нервную систему, любые сильные эмоции, в том числе и страх, позволяют усилить вкус жизни. Фильмы ужасов, экстремальные виды спорта — все это вызывает синтез адреналина, а он, как известно, отвечает за выработку дофамина, гормона удовольствия.
Такие «прививки страхом» вполне помогают бороться с подавленными состояниями и делают человека более устойчивым к возможным опасностям. Все это можно рассматривать в положительном контексте только когда человек осознает, что ему не угрожает реальная опасность, и сохранен контроль над ситуацией.
Любая победа даже в игре — это способ выработать у себя привычку к успеху. Мы склонны обесценивать свои достижения в играх, квестах, викторинах, и напрасно. Потому что именно из таких вот маленьких вершин собирается наш золотой запас самоуважения.
Даже если в реальной жизни больших побед не так много, нужно позволить себе насладиться чувством триумфа и радости.
Тем более, что в психологии существует понятие эустресса — позитивного стресса. Благодаря ему увеличиваются внутренние резервы организма, улучшается память, способность к концентрации. Он поднимает жизненный тонус, дает нам возможность для самореализации.
А еще мне хотелось бы посоветовать участникам квестов поздравлять друг друга и благодарить. Потому что признание твоего вклада в победу другими участниками буквально цементирует нашу веру в себя».
Елена Высоцкая, социальный психолог:
«Идея квестов в реальности очень интересная. Из несомненных плюсов можно отметить, что квесты вытаскивают людей из виртуального общения в реальное. Ведь в последнее время люди сильно ушли в виртуальное общение, реального стало безумно мало, а без взаимодействия в реальной жизни – жизнь не жизнь.
Если говорить о функциональности квестов, то их можно использовать как диагностику любой системы. Будь то семья, коллектив, компания друзей. Можно выявить проблемы, которые существуют, можно выявить роли, которые каждый занимает в этой системе.
Если ходить играть в квест семьей – это очень даже хорошая альтернатива просиживанию штанов у телевизора. Сейчас бывает так, что люди живут под одной крышей, а друг друга не видят, особенно по причине разного расписания. А тут раз — и собрались все вместе.
Например, сын-подросток, у которого с отцом мало общих интересов, может неожиданно увидеть в отце лидера, но, при условии, что отец таковым является. Еще сейчас часто встречается, что в семье проблема из-за того, что лидером является женщина. Такие игры помогут увидеть проблемы в распределении ролей».
Я бы не рассматривала квесты как психотерапию: всё-таки это, в первую очередь, развлечение, но если внимательно наблюдать за людьми в процессе, то можно понять, у кого какие трудности в общении. Особенно важно выбирать квест, исходя из того, насколько человек впечатлительный, насколько он способен относиться к игре, как к игре.
Популярность страшных и щекочущих нервы квестов могу объяснить тем, что в течение рабочего дня человек сдерживает очень много негативных эмоций (влияют этикет, иерархия), от этого никуда не деться. А тут на квесте он может выплеснуть всю агрессию, более открыто проявить эмоции.
Что же касается страха, то часто человек хочет пережить страх, чтобы почувствовать себя живым. «Я боюсь, значит, я живой». Так бывает, когда люди не очень интенсивно чувствуют течение жизни. Когда всё время рутина, какие-то неяркие события.
Я бы предложила создателям квестов сделать квесты для незнакомых людей, которые могли бы все прийти и поиграть. Это было бы отличной альтернативой клубам, барам: ведь в квестах можно лучше понаблюдать, как человек себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в критической ситуации. Очень интересно было бы».
Анна Кучерявенко, нейропсихолог, психотерапевт:
«Идея квестов совсем не новая – в советское время были зарницы, ориентирование на местности – это тоже квесты, потом были ролевые игры – это тоже квесты.
Компьютерные ходилки – это тоже квесты. Сейчас много таких игр разнообразных: и городское ориентирование, и «Бегущий город», и квесты в комнатах туда же. Закрытые комнаты пока необычны для людей, настораживают, интересуют.
Думаю, что их появление – это определенных виток развития технологий. Люди в них играют разные, кому-то важна интеллектуальная составляющая, кому-то просто надо отыграть свой страх. Например, клаустрофобию, страх смерти, зомби, страшилки и тому подобное. Другие формы – это просмотр страшных фильмов, игры компьютерные.
В принципе, хорошо, что квесты более коммуникативные: если люди встанут из-за стола с компьютером и пойдут в них играть, вроде бы, это прогресс. Но, не такой, как хотелось бы. Потому что страхи лучше прорабатывать, а не отыгрывать. Интеллектуальные и спортивные квесты, конечно, полезнее, чем страшилки.
Психотерапией страшные квесты не являются. Тут логика такая: я иду туда, где мне страшно, чтобы побояться, еще раз убедиться в том, что всё страшно. С одной стороны, я свой страх преодолел, но всё-таки не проработал. А только снял напряжение.
Более популярны страшные квесты именно потому, что страх потерять себя – это самый мощный страх, он у нас у всех есть с рождения. Просто кто-то останавливается на этом страхе и всё время себя убеждает, что всё страшно, а кто-то развивается дальше.
Это как с телевидением: очень популярны все эти сериалы на НТВ про убийства, маньяков. Ну, просто людям нравится убеждаться, что всё страшно в мире, чтобы оправдать своё нежелание развиваться.
Сама по себе форма квеста – она очень древняя, казаки-разбойники всякие были очень давно, просто сейчас человек хочет еще демонстрации технических возможностей, декораций, поэтому это форма нашего времени просто».
«Несмотря на разное отношение к деталям, в одном все опрошенные психологи сходятся: квесты – отличный способ группового взаимодействия», - резюмирует questme.ru.
Такой группой может быть и семья, и компания друзей, и коллеги по работе. Командная атмосфера – это всегда хорошо, а квест еще и помогает каждому участнику команды раскрыть свой потенциал.
Квест, - отмечают эксперты, сочетает в себе все полезные свойства других игр: загадки на логику и смекалку, физическую активность, азарт... Так что не стесняйтесь, собирайте свою неповторимую команду игроков и вперёд – отдыхать с умом в Quest Zone!
Наш адрес: ТЦ «Мармелад», 3 этаж
Мы работаем ежедневно с 10:00 до 02:00
Запись по тел. 902-992
Наша группа ВКонтакте vk.com/qznov
Наши квесты:
Quest Zone дарит Эмоции! Вам будет что вспомнить!
Кстати, предлагаем вам отличную идею подарка к Новому году: сертификат на бесплатное участие в квесте порадует сразу всю семью!
Фото: Алексей Мальчук
Источник: Ваши Новости