C Рождеством Христовым!
Рождественское послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской митрополии
Возлюбленные во Христе отцы, братья и сёстры! Христос рождается, славите!
Во дни императора Августа Октавиана, победившего в гражданской войне сторонников республиканской власти и своих союзников, вышло повеление сделать перепись населения по всей Римской империи. И из мало кому известного галилейского города Назарета в иудейский город царя Давида, вышли плотник Иосиф и нареченная ему женою Мария для того, чтобы исполнить повеление земной власти. Она была в ожидании младенца и, когда наступило время, «родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2,7).
Оба они были из рода царя Давида из города Вифлием. Прошло около тысячи лет, но не забыли они своего Отечества. И исполнились через них Божественные обетования, прореченные ещё пророком Исаией: «…Сам Господь даст вам знамение: вот, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7,14).
Исследовав со своими советниками древние писания о рождении Мессии, царь Ирод, чтобы защитить свою власть, стремится погубить младенца, а пастухи, которым «Небеса поведали Славу Божию», исполняются радостью всех людей доброй воли о рождении Спасителя мира.
Ныне настало время и нам с Вами, дорогие братья и сёстры, возрадоваться о рождённом Богомладенце.
В этом мире страстей, мире бесчеловечной жестокости и жадности, в котором, казалось бы, есть всё для благополучного и добросердечного проживания всех, однако мира нет. Его, этот мир, приносит, вселяясь в наши сердца, Христос.
Правда, чтобы не разрушить человеческую природу, Он ожидает от нас искренней веры и чистоты сердца.
«Преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, - восклицает апостол Павел в послании к Ефесянам, - от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3,14-17).
Но прежде, чтобы вселиться в наши сердца, Сын Божий соблаговолил волею Отца Небесного стать сыном человеческим. Как Невместимый мог сделаться вместимым через посредство плоти? Для чего соединяется несоединимое?
Как может мыслиться «рождение с девством, бесчестие с тем, что выше всякой чести, бесстрастное со страданием, бессмертное со смертным?» - восклицает в своей проповеди на Рождество Христово святитель Григорий Богослов.
Наши предки почти целое тысячелетие праздновали Рождество, вспоминая описанные в Евангелиях события, стараясь представить себя их участниками: шли со звездой, поклонялись с волхвами, светом радости озарены были с пастухами, с Ангелами воспевали славословие Богу. Всё это и многое другое запечатлелось в молитвах и нравоучительных сказаниях христианской культуры, возгревая в нас любовь к Богу, молитвенное горение, стремление к воздержанию и подвигу.
По словам святителя Григория Богослова «…изобретатель греха мечтал быть непобедимым, уловив нас надеждою обожения, но сам уловляется покровом плоти…». Невозможно быть Богом без Бога. Нельзя, оперевшись на собственную случайность и никчемность, обрести хоть какой-то духовный смысл, доказать самому себе собственную значимость и заслуженность благоденствия.
Потому, как и в древние Ветхозаветные времена, с таким укором звучат и сегодня слова пророка:
«…производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте…» (Иер.22,3). «Горе тому, кто строит дом свой неправдою…, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдаёт ему платы его» (22,13).
Христос приходит в наш мир, далёкий от истинных нравственных идеалов, чтобы мы вновь обрели достоинство, удостоверяемое укоренённостью в Боге, который есть Любовь.
«Кто возлюбил, - восклицает святитель Григорий Богослов, - тот будет возлюблен, а кто возлюблен, в том обитает Бог».
С горестью ветхозаветный пророк обращался к своим современникам: «…твои глаза и твоё сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие» (Иер. 22,17). И мы, наученные собственной историей, не должны забывать, что эти слова сказаны на все времена и обращены ко всем народам. Это - грозное предупреждение тем, кто не хочет слышать, кто не чувствует боли ближнего.
Христос родился, чтобы мы обрели, наконец, душевный покой и «дух мирен». Он родился в красоте и тишине созданного Богом мира. То, что кругом вражда, войны и ненависть, есть ответственность людей, которые созданы свободными. Люди во имя этой свободы готовы убивать и сами умирать, забыв, зачем она им и как этой свободой пользоваться. Христос, своим снисхождением до грешного человека, умалением Своей Божественности, хочет сказать, что свобода дана, чтобы любить и быть любимым.
«Царства земные! – восклицает древний псалмопевец, - Пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века» (Пс.67,33-34).
И в эти светлые Рождественские дни мы собираемся в наших храмах словно евангельские палестинские пастухи, услышав, как Небеса воспевают славу рожденного Богомладенца, чтобы восславить безмерную милость Божию и смиренную Деву Марию, до конца вручившую себя Промыслу Божию. Приходим в храм как в бедную Вифлиемскую пещеру, украшенную дарами волхвов. Здесь мы забываем бессмысленную шумливость внешнего мира, чтобы обрести мир Христов. Чтобы вместе с Ангельским хором прославить Бога!
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!»
Христос рождается - прославляйте Его! Христос с Небес - встречайте!
+ЛЕВ, МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ И СТАРОРУССКИЙ
Рождество Христово
2016/2017 гг.
Текст послания предоставлен нашему изданию сайтом Новгородской епархии.
Иллюстрации: 2) Рождество Христово. Андрей Рублёв; 3) Рождество Христово. Фреска. Монастырь Студеница, Сербия; 4) Рождество Христово. Греция. Современная фреска. Источник: сайт Православие.ру.
Источник: Ваши Новости