Происшествие с одним неизвестным на улице Обороны
Выяснение отношений между соседями закончилось для новгородца приговором – четыре с половиной года колонии. Его близкие уверены – он просто защищал их и себя.
7 декабря 2015 года в одном из двухэтажных домов на перекрёстке улиц Прусской и Обороны в Великом Новгороде семья Александра и Оксаны Д-вых отмечала третий день рождения дочки. Были гости, потом они разошлись. Хозяева стали укладываться спать. В это время, по их словам, кто-то дёрнул ручку двери и убежал.
Что рассказывает свидетель
- Полгода в наш подъезд ходили наркоманы, - рассказала нам Оксана Д. – Это все знали. Они что-то доставали из почтового ящика, садились напротив нашей квартиры, употребляли. Потом уходили в сторону Центрального рынка. В подъезде валялись шприцы. У нас украли решётки с окон. Коляску из подъезда. Нам ломали дверь. Муж их не раз выгонял. Сейчас вот всё спокойно. После той истории…
Обращения в полицию были. Но, как пояснила женщина, после звонков её просили назваться, а она не хотела. Может поэтому какой-либо реакции на обращения они не заметили.
А приходы ночных гостей Д. связывали с жилицей из седьмой квартиры на втором этаже. И в тот декабрьский вечер терпение у женщины лопнуло – она поднялась наверх и постучала в дверь.
- Та меня через дверь спросила: что надо. Я сказала: сейчас полиция приедет, долго ваши наркоманы будут тут ходить?
Одна из соседок позже, в суде, описывала ситуацию так: разгорячённая женщина стучала в квартиру и кричала «Выйди, поговорим, как вы въехали, появились наркоманы». Её окликал муж. А сама соседка сказала, что надо не скандалить, а обращаться к участковому и закрыла дверь.
А в подъезде разыгралась драма. По словам Оксаны, женщина из седьмой квартиры через дверь сказала ей, что сейчас «приедут люди». И два человека появились в подъезде чуть ли не через три минуты. Муж перед этим только крикнул ей снизу – бесполезно, иди домой.
Потерпевший Талех А-в в своих показаниях объяснял, что работает таксистом. Ему позвонила бывшая жена, которая жила на Прусской с ребёнком (а в тот момент ждала ещё одного). Сказала, что ей ломают дверь. И он поехал выручать.
По словам Оксаны, Талех сразу ударил её по голове и схватил за горло. Снизу спасать жену подбежал Александр, и на втором этаже началась драка.
- Я побежала к телефону, вызывать полицию. И тут услышала, как муж кричит: меня режут, вызывай «скорую». И тут он вбегает в квартиру: из бока хлещет кровь. Я звонила на «скорую», мне видимо не верили, и на третий раз я просто закричала, что режут человека.
А Александр схватил с тумбочки в прихожей столовый нож.
- У нас тогда не было какое-то время ручки, дверь было не подтянуть, когда закрывали. И мы её во время закрывания вот так подпирали ножом. Он всё время лежал в прихожей.
Александр снова кинулся в подъезд. И нанёс своему противнику «множественные удары кухонным ножом, используемым в качестве оружия, в область шеи и груди».
Один удар пришёлся в ярёмную вену. Раненый как-то добрался до своей «Лады Гранты» во дворе. В это время на месте появились полицейские и «скорая» (станция «Скорой помощи» в двух шагах). В больницу увезли обоих мужчин.
Что решил суд
У Александра Д. была рана над бедром («полтора сантиметра от почки»), сильно порезан палец, порезано лицо. Едва придя в сознание в больнице, он увидел перед собой полицейского дознавателя.
Во время первых допросов ему говорили, что отвечать, скорее всего, придётся за превышение пределов необходимой самообороны. Но в итоге было возбуждено уголовное дело по факту умышленного причинения тяжких телесных повреждений (ст. 111 ч.2 п. з). Талех А-в после операции три дня находился без сознания, и врачи не решались давать прогнозы.
Следователю таксист позже заявил, что он вошёл в подъезд один. И ЭТО НА НЕГО напали двое – одного он отбросил вниз по лестнице, а вторым был Александр Д. И за ножом тот не возвращался в квартиру, нож у него сразу был в руке.
Когда начался суд, оказалось, что одна из свидетелей, гражданская жена Талеха А., несколько лет назад работала у судьи помощником. Об этом в начале процесса сказала сама судья. По закону, отвода стороны могут потребовать до стадии судебного следствия, а потом – только при выявлении неизвестных ранее обстоятельств.
Защита потребовала отвода судьи уже во время судебного следствия – когда свидетельница подтвердила, что знакома с судьёй. Суд отказал.
- На суде огласили выводу трассологической экспертизы, - рассказал «Вашим новостям» адвокат подсудимого Александр Березовский. – Из неё следовало: раны мой подзащитный причинил себе не сам. Его ударили ножом.
Однако суд в итоге пришёл к выводу: раны Александр получил, когда Талех отнимал у него нож (окровавленный нож и обнаружили вместе с ним в машине). Талеху А-ву суд не поверил в том, что на него нападали двое, и в том, что Александр сразу кинулся на него с ножом.
Суд пришёл к выводу, что Александр Д. действовал под влиянием алкоголя: согласно экспертизе «концентрация этанола в его крови составила 3,6%, что соответствует сильной степени алкогольного опьянения».
Оксана Д. сказала нам:
- Никто из нас не был сильно пьян! В тот вечер у нас были гости с детьми, один ребёнок – инвалид, особенно не разгуляешься. Все гости разошлись, и заступался муж за меня один.
А вот с другой стороны, уверена она, были двое мужчин. Возможно, вторым был брат Талеха – его она разглядела, когда прибыли полицейские и она вместе с ними выбежала на улицу. Тот стоял возле дома.
В октябре прошлого года районный суд приговорил Александра Д. к четырём с половиной годам колонии общего режима, и взяли под стражу в зале суда.
О чём сказала защита
В декабре апелляционную жалобу рассматривала коллегия Новгородского областного суда.
Защита вновь указывала на возможную, по её мнению, необъективность судьи в первой инстанции. И, главное, что осталось невыясненным: кто же был тот третий человек в подъезде, о котором и осуждённый, и потерпевший говорят, правда, каждый относя его на сторону противника. И не мог ли тогда этот третий человек нанести удары острым предметом Александру, ведь Талех отрицает, что бил его ножом. А как именно причинены раны Д., считает защита, суд не установил.
Ведь если противников было двое, и один из них уже пустил в ход острый предмет, а Александр после этого поспешил за ножом – вину это с него, конечно, не снимает, но картина-то складывается другая.
В общем, считает защита, остались «существенные неразрешённые сомнения».
Но гособвинитель высказалась против отмены приговора – для этого, по её мнению, нет никаких оснований. Да, судья была знакома с одной свидетельницей. Но об этом стало известно в самом начале процесса, и на приговор никак не должно было повлиять. А действия Александра самообороной нельзя признать – он спустился за ножом в квартиру, противник его не преследовал, опасности для него или для жены не было. Он действовал уже из чувства мести.
Адвокат тут выступил с репликой: да, видимо, надо было всё воспринимать как шутку…
Говорит потерпевший
В 2013 году, когда в Западном районе произошла нашумевшая драка из-за парковки с участием азербайджанцев и русских, в соцсетях писали, что в ней мог участвовать Талех А-в. А ещё в том же 2013 году таксист Талех А-в даже попал в сюжет «Славии»: в Великом Новгороде во время рейда проверяли таксистов, и посчитали, что он ездит с недействительным разрешением на работу, как и многие другие таксисты.
В беседе с нами мужчина сказал, что никакого отношения к той давней драке в Западном районе он не имеет и его никто по этому делу не привлекал. Сначала он не хотел говорить, но затем начал отвечать на вопросы, и даже расстегнул рубаху, показывая шрамы: самый страшный на шее, потом две раны на груди, плечо, которое было проткнуто насквозь.
- Вы почитайте, что это – когда перерезан возвратный нерв, - сказал нам Талех А. Он и сейчас не говорит тихо, а во время первого суда практически не мог говорить. За ущерб здоровью суд взыскал в его пользу с Александра Д. 300 тысяч рублей.
Талех снова сказал: да, на него нападали двое, и один из них сразу был с ножом. Оксану перед этим он за горло не хватал, держал за руку. А сам он был один.
- Я как-то дошёл до машины, и лежал там в крови. Если бы рядом был мой брат, наверное, он был сам повёз меня в больницу?
Мужчина также сказал, что самое для него оскорбительное - это заявления о наркотиках: «Ни я, никто из моих близких никакого отношения к наркотикам никогда не имели!».
В суде, кстати, прозвучало: жилица из седьмой квартиры тогда, в декабре 2015 года, в момент случившегося ждала не только ребёнка, но и получения российского гражданства и не была заинтересована в том, чтобы как-то нарушать закон и настраивать против себя людей.
Поговорили мы с тремя жильцами из двух квартир в подъезде этого доме. В одной из квартир не смогли вспомнить, чтобы в позапрошлом году подъезду досаждали наркоманы: вроде они тут в соседний подъезд ходили… Другая соседка сказала: да, было дело, но вроде ходили сюда, ещё когда в седьмой квартире был другой жилец, узбек…Про жилицу седьмой квартиры (она давно выехала) ничего дурного не сказали.
В общем, незваные гости в подъезд, видимо, захаживали. Неспроста всё же Д. звонили в полицию (в суд были представлены данные об этих звонках).
Последнее слово
Один раз Александру Д. уже не повезло – в 2013 году лопнуло колесо его старой «четвёрки», произошло ДТП, в котором легко пострадала его жена. Тогда дело закрыли. А в остальном – его хорошо характеризовали везде: в армии, на работе (из сети магазинов запчастей, где он прошёл путь от продавца до руководителя отдела по качеству, в суд прислали письмо с просьбой не лишать его свободы), соседи: очень вежливый, спиртное не употребляет, занимается ребёнком.
В суде второй инстанции Александр выступал по трансляции из СИЗО. Сказал, что признаёт вину. И к Талеху хотел прийти в больницу, но того уже выписали, и на суде к нему подходил, но тот не захотел общаться. А ещё, в СИЗО с ним сидят люди, осуждённые по такой же статье. Но им и сроки дали гораздо меньше. Хотя кто-то из них не работает, у кого-то нет семьи. А у него дочка и жена, которая сейчас ждёт второго ребёнка. У жены небольшая зарплата, да ещё она скоро уйдёт в декрет, как семья будет жить?
Александр говорил уверенно, но вот тут у него голос дрогнул:
- Моя дочь попросила Деда Мороза, чтобы папа вернулся домой. Ей говорят, что я сейчас в армии… Не хочу, чтобы ребёнок рос без меня.
Но судебная коллегия эмоциями не руководствуется. Она постановила, что приговор, вынесенный Александру Д., отмене или изменению не подлежит.
Его жена сказала нам, что и дальше будет всеми силами бороться за освобождение мужа.
А от того, чтобы попасть в жуткую историю с подобным финалом – кто застрахован?..
Источник: Ваши Новости