В новгородскую утиную стаю у моста Александра Невского затесалась не только дикая гусыня
Новгородская утиная стая, обосновавшаяся у моста Александра Невского в ожидании весны, а в ближайшей перспективе — угощения от душевных горожан, продолжает удивлять. Оказывается, не только дикая гусыня, о которой мы уже не раз рассказывали, затесалась в однородную кряковую массу.
Если особо не вглядываться, все зимующие в областном центре утки на одно лицо. Точнее, на два. Коричневые утки-самки и сизо-серые с зелёными головами и белыми «ошейниками» селезни-самцы. Смотришь на них, а они сообща словно сливаются — просто до мельтешения в глазах, и совсем не просто без привычки из серо-буро-зелёной массы вычленить отдельных птиц, отличных от других. Но всё-таки можно.
Хотя даже гусыня, не похожая на уток ни статью, ни размерами, ухитряется скрываться меж таких же серо-коричневых кряковых самок. Приходится вертеть головой вправо и влево, всматриваясь снова и снова, пока — оп! — глаз не зафиксирует большое белое пятно между хвостом и боком птицы. Был бы это гусак, он бы издалека бросался в глаза: размер имеет значение! А гусыня лишь чуть крупнее утки, и это «чуть» превращается совсем в ничто, когда она качается на волнах среди стаи. Если бы не белое подхвостье...
И вот на днях выясняется: гуменником-гусыней орнитологические откровения этого места не ограничились. Иду себе по набережной — как назло, без фотокамеры и уж подавно без бинокля, гостью из тундры по привычке высматриваю.
Вдруг у самого быка шлёп на воду утка и помчалась вниз по течению, быстро так. Оно бы и ладно, да гляжу — маленькая она какая-то, ну явно мельче самой мелкой кряквы. Тёмная на тёмной воде, нюансов оперения издалека при всём желании не различить, а жаль.
Хорошо. В минувший четверг пришел с фотоаппаратом и твёрдым намерением загадку разгадать. Опять, как в сказке про белого бычка, мечу взгляд в птичью толпу на воде снова и снова, опять в итоге вижу гусыню — на месте, голубушка. Мелкой утки нет. Только уходить собрался — плывёт! Рядом с кряквами. Масштаб налицо. Действительно невеличка, вдвое мельче, ошибки нет. Но никогда бы не заметить её на фоне остальных, если бы накануне не плюхнулась на воду в нужный момент и в нужном месте, вызвав пристальное внимание. Случайность? Не уверен.
Снимаю, спешу домой. Кадр на монитор, беру с полки определитель с цветными рисунками. Светлое пятно у основания хвоста, зелёное «зеркальце» на крыле...
Так и есть, ещё одно маленькое открытие нынешней зимы. Чирок-свистунок. Не нарядный селезень, а скромная утица, но это уже сожаление фотографа, орнитолог же вполне удовлетворён.
Что вынудило еще одну перелётную птицу примкнуть к крупным сородичам и делить с ними морозно-снежную непогодь и бескормицу? Спросить бы у неё, так ведь не скажет. Тем не менее, факт остаётся фактом. И теперь мы знаем о наших зимующих птицах немного больше.
Фото автора
А вот так выглядит селезень чирка-свистунка (фото сделано не в Новгороде):
Напомним, в новгородской стае можно также полюбоваться селезнем необычной окраски (справа):
Источник: Ваши Новости