В Великом Новгороде показали р-р-революционный спектакль
Вчера в «Диалоге» актёры петербургского театра Ди Капуа представили спектакль «Жизнь за царя».
…Из концертного зала в рекреацию к зрителям вышел загримированный в Достоевского человек и стал читать письма Толстого царям – писанные в 1881 и в 1902 году. Что-то о милосердии и о том, что самодержавие – это не для России, а для Африки. Читает пять минут, десять. Стоим, ждём. Может, ещё что прочёт, интересные ведь письма? Но нет – повёл в зал. Но не в партер, а сразу на сцену – показывать лабораторию «Народной воли». Актёры-то сидят внизу, под сценой – в образах. Затем зрителям разрешили-таки спуститься в зал, и как кто-нибудь не грохнулся – не ясно, всё ведь впотьмах… После попросили всех пересесть поближе к актёрам, чтобы было видно. Некоторые вообще ушли. Народоволец Пресняков встал и попросил обеззвучить мобильные телефоны. Спектакль начался (?).
Театр Ди Капуа известен, например, постановкой спектакля с провокационным для нашей публики названием «Монологи вагины». А «Жизнь за царя» - это монологи народовольцев, взятые из их подлинных писем и показаний. Чтобы зритель не скучал, они исполняются на мотив цыганских романсов, частушек, с грузинским акцентом, истерическим хохотом, с костюмах Деда Мороза и Снегурки, наконец, под какие-то мексиканские ритмы.
Однако тут происходит «сопротивление материала». И, наверное, по воле режиссёра, сквозь всё это дуракаваляние мы отчётливо слышим слова, звучавшие в девятнадцатом веке.
Геся Гельфман (роль исполняет Илона Маркарова – как и роли Засулич, Перовской, Фигнер): «Я не признаю себя виновною в соучастии во взрыве, произведенном 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала, последствием коего была смерть и повреждение здоровья нескольких частных лиц».
Ничего себе – частных лиц! На набережной был убит император. «Нет, это уже наглость», - решили тогда, видимо, наверху. Гельфман не была казнена – из-за беременности, но её участь была страшной, как и участь её ребёнка и его отца.
Кстати, с ремаркой о судьбе Геси Гельфман в спектакле снова выступил Достоевский. Хотя у Фёдора Михайловича на покушение 1 марта 1881 года – полное алиби (с 9 февраля 1881 года), но ведь и сюжеты - как раз для него.
Да, для просмотра «Жизни за царя» (название стоит отдельно оценить) отнюдь не лишним было бы иметь некоторые знания о народовольцах. А также не лишним было бы что-то прочитать про театр Ди Капуа.
Впрочем, пусть некоторые зрители по ходу пьесы покинули зал (и кое-кто - выругавшись), другие – аплодировали (хотя вряд ли все были глубокими знатоками истории народовольцев). А нашу публику и надо иногда взбудоражить.
…Занавеса не было. Уходящим зрителям аплодировали актёры.
Источник: Ваши Новости