Правнук гениального изобретателя Пётр Термен: «Музыка Рахманинова очень хорошо ложится на терменвокс»

22 февраля 2017 год, 11:13
Правнук гениального изобретателя Пётр Термен: «Музыка Рахманинова очень хорошо ложится на терменвокс»

Недавно в Великом Новгороде состоялась лекция-концерт Петра Термена, внука изобретателя Льва Термена, созданный которым музыкальный инструмент терменвокс стал родоначальником электронной музыки. Терменвокс уникален тем, что играют на нём без прикосновений.

Перед выступлением Пётр пообщался с «Вашими новостями». А направление нашему разговору задала афиша театра «Малый», которую  музыкант заметил на стене офиса организатора концерта - Бюро приключений «53 тура». Его внимание привлекла фамилия Бродского рядом с информацией о спектакле «Баллада о маленьком буксире». К творчеству этого поэта Пётр неравнодушен, а я неравнодушна и к Бродскому, и к «Малому», так что наше еще не начавшееся интервью мгновенно превратилось в увлекательную беседу.

Кстати, Пётр - не только читатель, но и сам пишет стихи. Перед встречей я нашла его страницу на Стихи.ру и… зачиталась. Это интересная и глубокая поэзия. Правда, пишет Пётр не часто, бывает, что на свет появляется всего несколько стихотворений в год. Чувствуется в его творчестве и влияние Бродского.

- Я достаточно давно ходил в литературную студию, где мы, в том числе, занимались и литературоведческими историями, – рассказывает мой собеседник. - Там я писал работу как раз по Бродскому, стихи которого только начали издавать в «Азбуке». Это было очень интересным и полезным опытом. Особенно я люблю раннее творчество Иосифа Александровича.

- Если честно, как только я узнала о вашем приезде, то собиралась начать интервью с разговора о группе «Сплин», ведь именно благодаря ей я в свое время узнала о терменвоксе. Он звучал и на концертах в Новгороде. Но потом я прочитала ваши интервью и почувствовала, что Вы не очень одобряете, когда терменвокс на концертах – не в центре внимания…

- На самом деле я очень позитивно отношусь к группе «Сплин». В определенном возрасте она мне очень нравилась, да и до сих пор нравятся некоторые их вещи. Но я был шокирован, когда узнал, что они используют терменвокс. Кстати, у них ещё есть 3-4 байки, которые они рассказывают на концертах. Не могу сказать, что я в восторге от всего этого. Объясню, почему. Это история музыкантов, работающих не в классических, а в популярных жанрах, с большими аудиториями. Их интересует терменвокс, но у них нет времени и возможности учиться, и в итоге они его используют как шумовой.

Эта традиция выросла из кино, где терменвокс стали использовать для создания страшных звуков – это были именно эффекты, а не музыка. И рок-культура, которая впитывала в себя всё, и блюзовые течения, и джазовые, классические элементы, впитала в себя и это. Многие стали использовать терменвокс, как яркую краску.

Главными «пропагандистами» шумового терменвокса на больших сценах стали, конечно же, Led Zeppelin. Сегодня использует его на концертах и Стинг.

Кстати, характерная история – Portishead, одни из основателей трип-хопа, купили терменвокс, но не сумели играть на нём музыку, стали эмулировать его с помощью синтезатора, а сам инструмент продали на аукционе. Но, надо сказать, что все они, включая группу «Сплин» и Эдмунда Шклярского, чувствуют в терменвоксе очень большой эмоциональный потенциал.

В принципе, «Лед Зеппелин» используют терменвокс как очень драйвовый инструмент, который может конкурировать по ощущению сумасшедшего драйва с электрогитарой. Это довольно ценно. Они чувствуют, что это живой инструмент.

- А на концертах «Сплина» появление терменвокса это ещё и элемент волшебства, чуда…

- Да, многие используют его и визуально, как такую фишку на концерте, чтобы встряхнуть аудиторию.

- Но согласитесь, что рок-музыканты таким образом пробуждают интерес своих поклонников к терменвоксу. Люди заинтересуются, потом почитают, послушают и узнают о возможностях этого инструмента.

- С одной стороны, да. Но, с другой стороны, очень часто получается так: человек приходит на концерт Стинга или Лед Зеппелин и действительно открывает для себя терменвокс, но с очень специфической стороны. Это всё равно, как если бы ребёнок узнал о скрипке впервые, когда по ней просто колотили бы смычком. Это часто играет против терменвокса.

Та же история с Жан Мишель Жарром…

- Кстати, я видела в сети Вашу с ним совместную фотографию. Расскажите о впечатлениях от той встречи.

- Да, у нас была с ним небольшая встреча. Он очень обаятельный, позитивный, энергетичный человек, из породы тех людей, одно лишь присутствие которых уже вдохновляет, потому что ты чувствуешь, что человек очень сильно заряжен и живет тем, что делает.

Он тогда был очень уставшим после нескольких выступлений, но, тем не менее, это была приятная встреча. Жан Мишель Жарр входит в число людей, которые хотят использовать терменвокс очень музыкально, но, в тоже время, им не хватает каких-то технических моментов.

- Проще говоря – надо учиться играть…

- В общем, да. Поэтому в его альбомах, например, в «Кислороде», терменвокс эмулирован на синтезаторе. Но на концертах он уже играет сам.

- Знаю, что Вы играете на терменвоксе произведения Сергея Рахманинова. Новгород – рахманировский город, так что не могу не спросить о Вашем отношении к творчеству этого композитора.

- Что касается репертуара, который хорошо ложится на терменвокс, то Рахманинов - один из самых моих любимых композиторов в принципе. Это и его вокальные произведения, и фортепианные, и симфонические вещи. Кстати, Рахманинов ведь стал одним из первых слушателей, которые познакомились с терменвоксом! Он присутствовал на первой презентации терменвокса Львом Сергеевичем в Америке в 1927 году.

Тогда в Нью-Йорке у него был большой концерт в Карнеги-холле. А перед ним состоялся закрытый показ в отеле «The Plaza» для бомонда. Там были и Фриц Крейслер, и Артуро Тосканини, и Бруно Вальтер, и другие выдающиеся музыканты того времени, а также руководители концертных площадок, финансисты, политики… Говорят, даже Эйзенхауэр присутствовал, который в дальнейшем стал президентом.

Был среди слушателей и Сергей Васильевич Рахманинов. Как писали американские газеты, после концерта он подошёл ко Льву Термену и обнял его.

Неудивительно, что произведения Рахманинова довольно быстро вошли в репертуар Льва Сергеевича и стали классическим репертуаром для терменвокса. «Вокализ» Рахманинова и романс «Не пой, красавица, при мне» Лев Сергеевич играл до конца жизни. Конечно же, я тоже их исполняю, как и романс «Здесь хорошо», который тоже прозвучит на новгородском концерте.

- Вы ведь ещё играете рахманиновский «Восточный танец».

- Да, прежде «Восточный танец» не исполнялся на терменвоксе, но однажды я увидел его, просматривая произведения Рахманинова. Он мне очень понравился, и я включил его в репертуар.

- В прошлом году Вы были на гастролях в Японии. Очень интересно, как терменвокс воспринимает японская публика.

- В Японии у нас были совместные гастроли с моей бабушкой Натальей Львовной Термен и руководителем японской школы терменвокса Масами Такеучи, создавшим японскую терменвокс-культуру. Это уникальный случай, когда у человека получилось создать целое направление, причём оно проросло в глобальные масштабы. В Японии тысячи людей играют на упрощенных моделях терменвоксов.

Конечно, с точки зрения русского слушателя это эпатирующая версия, поскольку такой терменвокс заключен в корпус русской матрешки. На матремине играют сидя, за счёт этого исполнителю проще. И там нет управления громкостью. В Японии есть целые ансамбли по 200, 300 человек, которые играют одновременно. Они вошли в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой оркестр терменвоксов.

Мне нравится, что все, кто занимается терменвоксом в Японии, относятся к нему именно как к музыкальному инструменту, а не как к спецэффекту, как это было в Америке и потом, к сожалению, переросло в Европу.

В 90-ые годы такое отношение, к сожалению, проникло и в Россию, и все тоже стали шуметь и воспринимать терменвокс, как некую штуку, на которой можно пошуметь и даже что-то сыграть, но это уже из разряда фокусов.

Именно эта ситуация и такое отношение и привели меня к тому, чтобы заниматься пропагандой адекватного восприятия этого инструмента. Не могу сказать, что меня интересует пропаганда любой ценой. Нет. Меня интересует создание вполне конкретного образа, который подкрепляется определенными историческими моментами и определенными возможностями инструмента.

- И японцы это чувствуют и понимают?

- У японцев несколько другой подход, с который я не могу вполне согласиться. Они не совсем подчерпнули некоторые технические моменты игры, но зато развили это максимально в музыкальном ключе. Но вы спрашивали, как нас принимала японская публика. Там было много подготовленных людей, но был интересен такой момент - японцы более спокойные, выдержанные, а Наталья Львовна - очень эмоциональный исполнитель, даже гиперэмоциональный. Я тоже не могу сказать, что сильно спокойный.

- Но на фотографиях и видео Вы такой серьезный, сосредоточенный. Для меня полная неожиданность, что Вы в жизни совсем другой.

- Это особенность терменвокса. Для игры на нём нужно очень сосредоточиться. Нужен очень сильный контроль движений тела, дыхания, ведь любое движение сразу превратится в звук.

Вот, кстати, интересный момент: когда человек играет на другом инструменте, например, фортепиано или гитаре, то хорошо, если он играет музыку, а все остальное вокруг – неважно. В музыке он выражает себя. Есть еще понятие сценичности. Часто пианисту нужно достать из себя эмоции, которых в нём, может быть, почти нет, и ему надо сыграть их лицом, мимикой. И иногда складывается ситуация, когда мимика есть, а в звуке мы эмоций не слышим. Соответственно, в случае с терменвоксом это все снимается, потому что человек отстраняется от мимики и идет в музыку, он ограничен в движениях и в контакте с внешним миром.

В случае с терменвоксом исполнитель - это часть звука, и в этом интерес. Музыка рождается без посредника – клавиши или струны. Но прелесть не только в отсутствии физического интерфейса, а в том, что человек действительно влияет всем своим существом на звук. Конечно, есть разные исполнители, разные подходы, и некоторые это игнорируют, но мы сейчас говорим скорее о том, как должно быть.

- У Вас за плечами уже, наверное, больше тысячи лекций, столько поездок… А доводилось ли играть в необычных местах или, например, экстремальных условиях?

- После одного довольно крупного и симпатичного московского фестиваля электронной музыки организаторы предложили мне выступить в Берлине. Я приехал и выступал ночью, под открытым небом. Это было интересное и яркое впечатление. Но я и раньше выступал на открытом воздухе.

Самым экстремальным с этой точки зрения, было, выступление в московском парке «Музион»… У меня есть проект «Трибархана», это два варгана и терменвокс, древние этнические и вселенский футуристический инструменты. Меня очень привлекает такой аскетизм, и звучит это очень интересно и нестандартно.

Мы играли на открытии инсталляции в парке «Музион». Был дождь, ветер. Конечно, мы стояли под козырьком, но полностью он не защищал, так что капли дождя попадали на терменвокс, и ветер чуть-чуть его потрясывал, так что это было экстремально.

- Знаю, что, помимо терменвокса, Ваш прадед играл на виолончели, а Вы - на гитаре, но, может быть, освоили и другие инструменты?

- Чуть-чуть играю на фортепиано. Моя бабушка, Наталья Львовна, по образованию пианистка и педагог по фортепиано, семья очень музыкальная, тётя была композитором, так что всё это сильно повлияло на меня.

- Лев Сергеевич прожил очень долгую жизнь, и Вам ведь довелось его застать…

- Я обычно говорю, что это он меня застал… Мы ведь прожили с ним несколько первых лет моей жизни в одной комнате. Мне тогда было всего два-три года, так что с моей стороны было бы неправильно пытаться вспоминать о том времени, но всё же терменвокс стал одним из первых музыкальных инструментов, которые я услышал. И голос Льва Сергеевича, конечно.

Сохранились фотографии, на которых видно, что я заходил к нему, в его часть комнаты, где был кусочек лаборатории - разные приборы, розетки… И вот я туда заходил и пытался что-нибудь включить.

- На какой модели терменвокса Вы играли в ролике #ВКОСМОСЕ? 

- Этот ролик был создан на десятилетие «ВКонтакте» и запуск космобота Спотти на МКС. Он охватывал величайшие достижения на пути в космос, в том числе, в искусстве. Этот инструмент я использую как концертный. В России есть два таких экземпляра, один у меня, другой у Натальи Львовны.

Сейчас есть большие проблемы с концертными моделями терменвокса. Нельзя просто так пойти и повыбирать… Вот эта модель максимально хороша по звуку. Её не очень удобно перевозить из-за габаритов, но, надеюсь, в следующий раз мы всё же привезем её в Новгород.

- Если продолжать разговор о «ВКонтакте», то, судя по тому, как быстро Вы меня сегодня добавили в друзья, Вы – активный пользователь соцсетей.

- «ВКонтакте» я уже лет 8-9. А вот к «Фэйсбуку» долго не мог привыкнуть. Но сейчас мне, как читателю, больше подходит «Фэйсбук» (плюс он больше даёт в плане общения с зарубежной аудиторией), а как пользователю – «ВКонтакте» с музыкой, видео, плейлистами… Недавно зарегистрировался в Инстраграме, долго не могу понять, что там смотреть, а сейчас разобрался.

- Судя по Вашей странице «ВК», Вы, как и я, неравнодушны к сериалу «Шерлок»...

- Сначала мне рассказали о нём знакомые, я посмотрел первую серию и стал фыркать и возмущаться. Дело в том, что я с большой нежностью относился к оригинальным произведениям Конан Дойля и как таковых экранизаций не признавал, даже классическую российскую версию. Но уже на второй серии «Шерлока» меня захватило, когда всё ускорилось, когда появились чертоги разума, и всё это превратилось в такую довольно иезуитскую и изощренную игру.

Последние два сезона стали превращаться в обычный сериал. Проблема последних серий в том, что Шерлок перестал думать, поэтому и Мэри погибла. А хотелось, чтобы он думал.

Кстати, в последней серии, о сестре, он снова начал думать, но это превратилось в шизофреническое кино с японскими мотивами из фильмов ужасов.

- А как Вам финальная сцена, в которой Шерлок и его сестра общаются с помощью музыки?

- Мне понравилось. Мне кажется, что последняя серия как раз о том, что классическая музыка сильнее семплов. На протяжении фильма используются семплы Мориарти, фактически закольцованные. Это то, что используется в электронной музыке в качестве базиса для треков.

И катарсис у нас наступил в конце, когда Шерлок и его сестра стали говорить языком классической музыки. После всего, что сделала Эвер, говорить словами было уже невозможно.

- Если вернуться к теме магии и зачарованности… Одним из самых сильных моментов за всю историю проекта «Голос» для меня лично было выступление Варвары Визбор. Она словно загипнотизировала зал своим пением. Расскажите, пожалуйста, о своём сотрудничестве с Варварой, Вы ведь работали с ней над альбомом.

- Это был один из первых её альбомов, мы записывали музыку московского композитора Михаила Максимова, который довольно активно с ней сотрудничает. Я записывал партию терменвокса, но во время этой работы с Варварой не пересекался.

То, что она делает, во многом остаётся по репертуару авторской песней, но с другого ракурса. И это вызывает в среде классической авторской песни разные реакции. Но, на мой взгляд, её творчество талантливо и интересно, а споры будут всегда.

- Вы много преподаете, проводите мастер-классы, читаете лекции. Это изматывает или наоборот придаёт Вам сил?

- Общение и работа с учениками многое даёт человеку в плане иного восприятия музыкального инструмента или любого другого предмета. Конечно, это отнимает много сил. И тяжело, когда сначала у меня лекция, а потом концерт, ведь лекция тоже требует контакта с аудиторией. Но мне нравится, когда есть контакт с аудиторией, есть реакция, взаимодействие с залом – это дает силы. Здесь просто нужен баланс.

- На Вашем сайте говорится, что Вы – медиаархеолог. Что это такое?

- Не могу сказать, что я совсем уж медиаархеолог, но обыкновенно это означает, что человек занимается забытыми старыми электромузыкальными инструментами, историей медиаискусства. Почему-то считается, что медиаискусство появилось в XXI веке, но вообще-то различные эксперименты со звуком, цветом, тембрами начались довольно рано. Наиболее интересный период – до 1935 года. Поэтому для меня ранняя история электромузыкальных инструментов стала особо любимой темой лекций и исследований.

- Мы как-то с Вами разминулись в Музее музыки, Шереметевском дворце, где Вы как раз читали лекцию о них.

- Да, я стараюсь там регулярно выступать, мне очень нравится эта площадка.

- Но в самой коллекции музея мы терминовокса не увидели…

- Его пока там нет. Но надеюсь, что когда-нибудь мы его туда поместим. А вот в московском музее Глинки хранится терменвокс, переданный в 60-ые годы самим Львом Сергеевичем. Я сотрудничаю с этим музеем, мы часто проводим там концерты, программы для детей.

- Вы включаете в свои концерты не только известные музыкальные произведения разных жанров, но и импровизации.

- Мне нравится играть в формате импровизации. Иногда во время импровизации бывают моменты, когда исполнители что-то чувствуют, то, что выводит их на очень интересные музыкальные формы, интересную музыку. В этом есть момент просветления. Это особенное ощущение, когда музыка возникает на сцене здесь и сейчас, и слушатели становятся частью происходящего. При этом ты понимаешь, что эта мелодия звучит впервые.

- Ну и последний на сегодня вопрос – где в нашей стране обучают игре на терменвоксе?

- Думаю, это можно будет сделать и в Великом Новгороде. Если новгородцы проявят интерес, то я смогу приехать в ваш город на несколько дней и провести здесь школу - научу основам техники игры. 

Фото: Алексей Мальчук, официальный сайт Петра Термена, официальный сайт Варвары Визбор (фотограф Олег Шаронов), сайт superpskov.ru, открытые источники интернета

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь