В «лавках древностей» и сейчас можно купить то, что «нельзя»
Новгородский археолог Павел Колосницын предложил нам: давайте пройдём по антикварным магазинам, посмотрим – торгуют ли там добычей «чёрных копателей».
Дело в том, что с 1 сентября 2016 года вступил в силу соответствующий пункт федерального закона от 23 июля 2014 года. И в согласии с ним владельцы археологических ценностей могут их продавать только если до 1 сентября зарегистрировали предметы в «негосударственном музейном фонде» (трёхлетний срок был на это дан). А для этого надо было обратиться в Минкульт и поставить предметы на учёт, обеспечив им соответствующие условия хранения и – в случае необходимости – реставрацию. Иначе артефакты можно лишь подарить государству или передать по наследству. И всё.
И отправились мы в путь – по сувенирным и антикварным магазинам. Заглянули в «Куб» в кремлёвском парке, где встречается антиквариат.
- А какая у вас самая старая вещь здесь?
- Наверное, век девятнадцатый.
- А постарше что-нибудь есть?
- Нет, сейчас с этим строго. Попробуйте зайти в антикварный.
То, что искали мы и в самом деле обнаружили в магазине, торгующем стариной неподалёку от кремля. После недолгих расспросов продавец вынес из служебного помещения файл с «чешуёй» – серебряными монетами XVI - XVII веков. Оценены они от 5 до 8 у.е.
На вопрос: что самое древнее здесь есть, продавец достал из витрины помятую фигурку диковинного зверя:
- Вот подвеска примерно двенадцатого века.
Павел Колосницын мне пояснил, что этот предмет на древнюю поделку не тянет. Зато на витрине есть вещи, явно относящиеся к средневековью - свинцовый орнаментированный грузик и нательные иконки. А ещё нам предложили купить предметы из камня – два кресальных кремня для добывания огня и скребок. Такие отщепы с острыми краями использовали в каменном веке вместо металлических инструментов. И вряд ли реликвии достались кому-то по наследству от пращуров.
Впрочем, и продавец прямо говорит: «С раскопа».
- Но ведь, вроде, должны всё сдавать государству?
- Должны-то должны…
На вопрос: есть ли свинцовые печати, продавец ответил, что, так как мы покупать ничего, похоже, не собираемся, то и показывать печати он не будет.
(Вислыми свинцовыми актовыми печатями в средневековье заверяли официальные документы. Такие печати являются ценной находкой и пользуются спросом у коллекционеров которые готовы платить за них серьёзные деньги).
- Что и требовалось доказать, - подвёл итог Павел Колосницын. – Продавать археологические находки нельзя, но что-то идёт с прилавка, что-то из-под прилавка. Хотя, основной торг сейчас, конечно, происходит в интернете.
В прошлом году, как мы писали, на форуме «кладоискателей» засветилась печать, которую, как полагают археологи, вполне могли похитить с Троицкого раскопа – там неизвестные покопались в незатронутых ещё археологами слоях XIII-XI веков.
Уже много лет идут словесные (и не только) сражения между защитниками археологических памятников и теми, кто настаивает на своём праве «пройтись с металлодетектором по распаханному полю и найти какую-нибудь монету времён Николая Первого». Знакомый историк так резюмировал подобные выступления:
- А если они находят средневековую монету, они её назад закапывают…
На самом деле, поделить любителей поиска с металодетектором на какие-то разряды едва ли получится – на словах ведь всех интересует что-то ни в коем случае не древнее восемнадцатого столетия...
И, видимо, чтобы максимально ограничить деятельность копателей, законодатель прописал в законе нормы, которые кому-то могут показаться «драконовскими». Под культурным слоем, покушаться на который нельзя, закон понимает слой, содержащий предметы старше ста лет. А археологические предметы – это те, ОСНОВНЫМ источником информации о которых являются раскопки (пусть даже они сами и НЕ БЫЛИ НАЙДЕНЫ на раскопках).
Т.е. при желании в это число легко можно включить и монету времён Николая Второго.
Мы обратились к новгородским антикварам с вопросом: считают ли они, что эти нормы закона могут сказать на их работе.
«Глупости, к нам это не относится, - ответили в одном магазине, - мы вообще предметами с раскопок не занимаемся».
Другой антиквар сказал нам:
- Я консультировался с полицией. Мне сказали, что если нет сведений о том, что предмет добыт преступным путём – то есть презумпция невиновности. А вообще, если этот закон захотеть трактовать соответствующим образом, то пол-страны можно попробовать привлечь. И вас тоже, за какую-нибудь бабушкину монету.
Кстати, теперь копатель не продать музею, например, найденный им клад монет. Раньше на выкуп ценных находок музеи иногда шли. Теперь, согласно закону, копатель может только передать такой клад на безвозмездной основе. Но захочет ли.
Насколько плох закон – можно много говорить и спорить. Однако есть предметы, представляющие для науки безусловную ценность, и их продажа законом запрещена. Вислых печатей в девятнадцатом веке, как известно, не было, они относятся к более давним эпохам.
КоАП РФ, Статья 7.15.1. «Незаконный оборот археологических предметов»:
Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.
Фото 1: ipetersburg.ru
Источник: Ваши Новости