Тотальный диктант-2017 в Великом Новгороде. Как это было
Во-первых, почувствуй себя егэшником. Во-вторых, шариковую ручку держать в правой руке очень тяжело. В-третьих, накануне нужно было повторить «одну и две н в суффиксах прилагательных», а не поддаваться соблазну пятницы и просмотру очередной серии «Бродчерча»...
Словом, детский страх, короткая истерика, как сохранить лицо, а так же память тела (ручку держать нормально я разучилась за годы клавиатуры), которая подвела, привели к тому, что я уже обнаружила ошибки в своей работе на «Тотальном диктанте»-2017.
Проверить их было не сложно: нашла кусочек «Улан-Удэ. Селенга» Леонида Юзефовича в интернете, и сверила по памяти с фрагментами текста диктанта, в которых сомневалась. Думаю, мой путь повторили все невротики и просто те, кому не терпелось проверить себя раньше, чем это сделает система. На сайте «Тотального диктанта» узнать оценку можно в личном кабинете вечером 10 апреля. А получить подробные комментарии филологов - в Кремле, областной научной библиотеке 12 апреля в 18.00: диктант разберут по косточкам, и ответят на все вопросы отличников и двоечников.
География «Тотального диктанта», как и его масштабы, растут год от года. Филфак Новосибирска, где родилась эта идея, и его представители могут уверенно сказать, что сегодня удалось вовлечь в процесс всю Россию – от мала до велика.
Лично мне «Тотальный диктант» по своей задумке некоторым образом напоминает «Бессмертный полк», но, поскольку проходит в более камерных условиях, то сохраняет свою аскетичную эстетику, не смотря на то, что идеологи диктанта подходят к процессу невероятно масштабно. Здесь и спонсоры, и брендбук, и даже квэновский пул на работе: организаторы сняли короткое видео в жанре репортажа, который по аналогии с премедикацией, значительно снизил уровень тревоги «пациентов» за пару минут до диктовки текста.
Диктант – это шоу, и только ты сам можешь объяснить силу притяжения, вовлечения в общее дело, где, по большому счету, никто никому ничем не обязан.
С одной стороны – звездные «диктаторы», тот же Безруков, и твой мозг уже понимает – нет, меня не проведете: это звездная пыль, повышение градуса шоу, с другой стороны – безусловный авторитет и харизма автора диктанта: писателя Леонида Абрамовича Юзефовича. И третье: я и мир. Тебе ничего не остается, если ты принял условия, стать в строй, быть, как все, готовым к труду и обороне. Потому что сегодня ты принял правила игры, и, раз так, то тебе это нравится.
Для меня это еще и возможность примкнуть к единомышленникам, с которыми ты потенциально заодно: такая нефальшивая форма патриотизма, за которую не стыдно. Ты любишь то, что делаешь, ты приходишь в светлое, доброе место, ты рассказываешь, как здесь хорошо. Ведь мы могли бы «завести» карточку в детской библиотеке, но с младшей дочерью – ей пять – приходим на абонемент «кремлевки».
Потому что это центр, это Кремль, сводчатые потолки, множество читальных залов – пиар места силы задолго до того, как ребенок поймет, что мы вообще здесь делаем, но к моменту осознания уже пропитается здешней атмосферой. И на всю жизнь запомнит, что библиотека – это красиво, книга – дорого во всех смыслах, читальный зал – игра в бисер.
Может быть, присутствие врио губернатора области Андрея Никитина на диктанте и привлекло множество СМИ в библиотеку, но это просто хороший пример личного пиара чиновника. А для самой «Касталии» лучшее средство популяризации - это мы, читатели.
Те, кто день за днем ищет здесь, что почитать, садится за диктант, знакомит с читальным залом ребенка. Ради обратной связи. Если я не могу найти «Ужасный Генри и вши», потому что она крайне популярна и все время на руках, то на абонементе, зная мои предпочтения, предложат «Этого Вильяма», потому что «вам точно понравится, как и Нина Бодэн».
Вернусь к диктанту. Перед написанием текста, участники экзамена посмотрели видеообращение Юзефовича – и это было замечательно. Красивый, с влажными губами, ухоженной бородой, скуластый мужчина по-мхатовски, невероятно притягательно читает текст просто и увлекательно, как это делают профессиональные, бездушные переводчики художественных фильмов.
Я так увлекалась созерцанием автора, что даже забыла, где нахожусь, и, находясь под сильным впечатлением от происходящего, отвлеклась от диктанта, и проверила лишь треть текста, благодаря авторской читке. К слову, Юзефович и наш безупречный «диктатор» Маргарита Лихачева, учитель русского языка школы № 14 Великого Новгорода, ключевые моменты текста читали по-разному. Мне крайне смутило обособление дополнения «отец-дворянин», хотя по размышлении стало ясно: ничего сложного – все знаки слышно.
В этой ролевой игре поневоле чувствуешь себя школьником. В прямом, физиологическом смысле. Руки дрожат, спина мокрая от погружения в атмосферу после слов «с красной строки, первое предложение». Итак, авторитет Учителя неперешибаем: я была шокирована тем, что, общаясь с педагогом, мне было крайне трудно удержаться от книксена.
Маргарита Васильевна Лихачева преподает русский более 40 лет; даже не зная этого факта, чувствуется железная выправка и слышится вычитка текста, как это бывает только у педагогов до мозга костей. Здесь же я познакомилась с Ольгой Сергеевной Комиссаровой, профессором филологии, победительницей прошлогоднего диктанта.
Ольга Сергеевна обратила внимание на то, что уровень написания непростого, в целом, текста, так как это в первую очередь художественное произведение, а не набор слов, зависит напрямую от того, кто и как диктует. В зале № 1, а в «кремлевке» диктант писали в трех локациях, диктовал искусствовед Сергей Пухачев. «Ученики» Сергея Борисовича поспевали за ним едва-едва.
Диктант мы написали за пятнадцать минут, проверили, сдали, выдохнули. И что осталось? Родная-родная речь. Я не знаю статистики – сколько среди нас грамотных и не очень, - орфоонлайн с нами, - довольно редко мне попадаются люди с нечистоплотной лексикой, и иногда таких экземпляров даже интересно послушать и выслушать.
Но вот недавно, в прошлом году, случилось открытие. Я прочла безумную книгу, которую наша завкафедрой Татьяна Леонидовна Каминская рекомендовала еще 15 лет назад. Я доросла до «Колымских рассказов» Варлама Шаламова. Просто потрясающе, как, пройдя через неимоверные, ужасающие годы пыток, человек сохранил лицо, достоинство и кристально чистую речь. Ошеломительно прекрасную, проявленную в ужасно страшной книге нечеловеческих обстоятельств. Живу с этим мерилом. Слышу чистую речь – и я на берегу Касталии.
Фото: Сергей Гриднев
Источник: Ваши Новости